Исходя из количественного состава субъектов, возможно говорить о наличии двусторонних либо о многосторонних правоотношениях. Представляется необоснованным выделение так называемых односторонних правоотношений. В качестве примера таковых, как правило, приводят дарение. Вместе с тем, следует напомнить, что правоотношения, возникающие между дарителем и одаряемым также наполнены взаимными правами и обязанностями (см. ст. 572 – 582 ГК РФ), в частности, одаряемый вправе принять дар либо отказаться от него, а даритель, в определенных случаях, имеет право отменить своё обещание одарить конкретной вещью определенное лицо.
В литературе принято также деление правоотношений на относительные и абсолютные. Под относительными имеются в виду правоотношения, в которых определены обе стороны, а под абсолютными — правоотношения, в которых определена только одна правомочная сторона.
Современные исследователи предлагают и другие классификации. Так, Е.С. Жигалова считает возможным подразделять правоотношения на те, в которых «правовая форма преобладает над фактическим содержанием» (в качестве примера, указываются политические, экономические, бытовые и т.д.) и правоотношения в их «чистом виде» (процессуальные, охранительные и т.д.). Цитируемая точка зрения, как представляется, приемлема только в аспекте общей характеристики правоотношений, но достаточно сомнительна в части осуществления конкретной классификации правоотношений, так как в ней отсутствует однозначное обозначение выделяемых автором видов правоотношений.
Активное развитие общества XXI века позволяет говорить о появлении всё новых и новых видах общественных отношениях, которые ранее не подвергались правовому регулированию, но их активное распространение привели к необходимости их нормативного урегулирования. Например, всё активнее участники общественных отношений имеют между собой дистанционную связь, опосредуемую различными техническими и электронными средствами. Данное обстоятельство позволяет говорить о таком относительно новом виде правоотношений, как дистанционные. На отраслевом уровне они активно разрабатываются современными исследователями. Так, цивилисты активно обсуждают и предлагают свои формулировки дистанционных правоотношений в области торговли. При этом усматриваются значительные расхождения в их определении: одно и тоже правоотношение одни исследователи обозначают как дистанционные, другие, как электронные, третьи — интернет-отношения. Такие же разногласия наблюдаются и в других отраслях права: административном, уголовном и т.д. Очевидно, что назрела острая необходимость разработки общетеоретического понятия дистанционных правоотношений, которое явилось бы базой, основой для отраслевого понимания.
При выработке общетеоретической дефиниции дистанционных правоотношений, следует учитывать, что большинство из них осуществляются через электронные средства связи, с использованием компьютеров. В то же время, необходимо отметить, что компьютер является лишь одним из множества устройств, который может воспринимать и «считывать» цифровую информацию. Активное, быстрое развитие технологий позволяет предположить, что в ближайшем будущем возможно появление совершенно новых устройств, которые также будут распознавать цифровую информацию. В связи с этим, очевидно, использование понятия «компьютерная информация» сужает область применения понятия. Учитывая данное обстоятельство, считаем возможным определить дистанционные правоотношения в качестве урегулированных нормами права отношений между субъектами, опосредованно (на расстоянии) взаимодействующих между собой, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся посредством информационно-телекоммуникационных, компьютерных и иных технических средств. Предложенная дефиниция может стать не только основой для отраслевых теоретических разработок, но будет иметь и практическое значение в плане приведения действующего законодательства в соответствие с уровнем развития современных общественных отношений. Например, до сих пор глава 28 УК РФ именуется как «Преступления в сфере компьютерной информации», но учитывая фактор наличия и общего признания дистанционных правоотношений, опосредуемых информационно-телекоммуникационными, компьютерными и иными техническими средствами, справедливым видится определение преступных деяний субъектов данных отношений в качестве преступлений в сфере информационных технологий.
Исходя из проведенного анализа признаков и видов правоотношений можно констатировать, что кроме этих, общих для всех общественных отношений признаков, правоотношения имеют черты, присущие только им. Во-первых, правоотношения складываются только на основе юридических норм. Во-вторых, правоотношения характеризуются наличием у участников субъективных прав и юридических обязанностей, которые очерчены в диспозициях юридических норм. В-третьих, реализация правоотношений обеспечивается всеми средствами правового регулирования и правового воздействия, используемыми в рамках данной правовой системы. Относительно видов правоотношений следует отметить, что классификация правоотношений возможна по различным основаниям. Так, исходя из предмета отраслевого регулирования различают правоотношения: гражданские, административные, уголовные, земельные и т.д. Исходя из количественного состава субъектов возможно говорить о наличии двусторонних либо о многосторонних правоотношениях. Возможно выделение и других видов правоотношений, в том числе относительных и абсолютных, а в зависимости от расстояния между субъектами предлагаем различать непосредственные правоотношения и дистанционные правоотношения.
Государственная власть, ее отличительные признаки
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.