Государству принадлежит ряд категорий не отчуждаемых объектов, это так называемая исключительная государственная собственность. Состав объектов государственной собственности может меняться – государство может приобретать имущество специальными способами, на пример, путем конфискации, национализации, сбора государственных налогов и сборов, приобретения права собственности на клад, представляющий собой памятник истории или куль туры, а также прекращать право собственности путем разгосударствления в форме приватизации и муниципализации.
Прямой контроль за процессами разгосударствления собственности и приватизации государственной собственности в соответствии с законодательством осуществляет Фонд государственного имущества
В последнее время все большее значение начинает приобретать специфика управления государственной собственностью, речь о которой пойдет следующем параграфе.
1.3. Управление государственной собственностью
В настоящее время текущее состояние управления государственным сектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления государственными предприятиями и долей государственной собственности в АО, поскольку госсектор как специфический объект управления в экономике не выделен. Так, реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора.
Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.
Такое положение дел во многом обусловлено тем, что и в теоретическом плане вопрос об особенностях управления государственным сектором экономики, а также управления государственной собственностью еще до конца не решен. В экономической литературе представлено достаточно много различных определений, что такое «управление государственной собственностью».
Так, Е. В. Вешняков определяет управление государственной собственностью «как исполнение функций по владению, пользованию и распоряжению имуществом самим собственником». При этом он не видит принципиальных различий в управлении частной собственностью и управлении государственной собственностью. Он их фактически отождествляет.
М. Л. Попов определяет управление собственностью как «политико-экономические отношения, возникающие в процессе распоряжения и пользования с целью сохранения, совершенствования и развития объектов присвоения и с целью эффективности их реализации». Такой подход является очень важным, поскольку он пытается определить цель управления собственностью.
Однако у указанного автора из управленческих отношений исчезли отношения, связанные с владением. Г. В. Гутман и Ю. Н. Лапыгин под управлением собственностью понимают «в основном единство двух процессов: воздействие собственности на мотивацию ее владельцев, пользователей и распорядителей, а также управление мотивацией через организацию и самоорганизацию хозяйственных систем».
В данном определении выдерживается функциональный подход. Но, к сожалению, здесь выделена лишь одна, хотя и очень важная функция управления собственность
По нашему мнению, экономическую сущность управления государственной собственностью наиболее точно выражает следующее определение: управление государственной собственностью – это система организационно-экономических отношений между ее различными субъектами, субъектами и менеджерами по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.
Особенностями предлагаемого нами определения управления государственной собственностью являются:
1.воспроизводственный подход: управление государственной собственностью – это система организации ее воспроизводства;
2.системный подход: управление государственной собственностью – это система отношений между субъектами управления ею;
3.управление государственной собственностью – это по существу хозяйственный механизм ее воспроизводства, включающий систему функций как его элементов (прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, контроль и др.), методов (административный, экономический) и т. д.;
4. целевой подход: управление государственной собственностью как систему во многом определяет общая цель всех ее элементов – материальное обеспечение реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.
Для того чтобы раскрыть экономическое содержание процесса управления государственной собственности, необходимо исходить из особенностей управления государственной собственностью и государственным сектором экономики. На наш взгляд, выделение таких особенностей нам представляется очень важным.
Таким образом, завершая исследование по первой главе можно сказать о том, что в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия и сущности права собственности, исследована специфика государственной собственности, а также выяснены особенности управления государственной собственностью.