Государственная пошлина взымалась в момент подачи заявления или в момент выдачи запрашиваемого документа, либо же в момент совершения оплаченных пошлиной действий. Процедура выглядела следующим образом: наклеивалась пошлинная марка, в том случае если размер государственной пошлины не превышал сто рублей, а в случае судебной пошлины размером больше, чем в сто рублей – деньги вносились в учреждения Государственного банка.
Хотелось бы отметить, что вернуть уже оплаченную государственную пошлину представлялось возможным в особых случаях, например, в том случае, когда суд возвращал истцу его исковое заявление или же, когда нотариальные органы отказывались от совершения требуемых действий.
Позднее, появились такие нормативно-правовые акты, которые занимались регулированием порядка взимания и уплаты государственной пошлины. Речь идет об Инструкции Министерства финансов СССР от 31 декабря 1976 год №95 «О государственной пошлине», Указе Президиума Верховного Совета СССР от 1979 года «О государственной пошлине» и о Постановлении Совета Министров СССР от 1979 года «О ставках государственной пошлины».
Данные нормативно-правовые документы устанавливали определенные сроки для уплаты государственной пошлины, взимание судебной пошлины с первоначального и встречного искового заявления, за выдачу засвидетельственных копий документов, которые участвуют в судебном разбирательстве.
В свою очередь, Постановление Верховного суда СССР от 1963 года «Об устранении недостатков в практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и судебных издержек по уголовным делам» устанавливало единообразный порядок взыскания судебной пошлины, а также точные и конкретные основания.
Государственные пошлины взыскивались районными финансовыми органами в казну государства по месту нахождения предприятия, которое по тем или иным причинам обязано было оплатить государственную пошлину в соответствии с приказом Госарбитража.
На мой взгляд, законодательство, регулирующее размер государственной пошлины по различным категориям дел или рассматриваемых определенными органами менялось и развивалось довольно стремительно и следует сказать, что постоянно.
Так, уже в 1991 году на территории Российской Федерации действовал закон №2005-1 «О государственной пошлине», который устанавливал следующие формы государственной пошлины:
1. Государственная пошлина в размере процентного соотношения в соответствии с ценой иска;
2. Фиксированный размер государственной пошлины.
Далее законодательство снова претерпевало изменения, которые выражались в изменении порядка исчисления государственной пошлины. Данное нововведение установил ФЗ от 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине».
Например, в том случае, если исковое заявление содержало имущественные и неимущественные требования, то заявитель должен был уплатить государственную пошлину, которая устанавливалась и по имущественным, и по неимущественным требованиям.
Федеральный закон от 1997 года устанавливал, что государственная пошлина по делам, которые рассматриваются в судах общей юрисдикции, должна отправляться не в федеральный бюджет, а в местный.
С 2004 года все нормы, которые регулировали прядок определения размера государственной пошлины и различные виды, и категории государственных пошлин были перенесены в Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности в главу 25 НК РФ.
Хотелось бы отметить, что за последние десять лет само законодательство о государственной пошлине практически не изменилось – оно лишь дополнялось, редактировалось: повышался или уменьшался размер каких-либо видов государственных пошлин.
Так, например, в 2017 был понижен размер государственной пошлины за подачу заявления о признании должника банкротом для физических лиц.
А в 2018 году ФЗ №253 установил понижение размера государственной пошлины для социально-полезных СМИ и увеличение государственной пошлины для СМИ эротического характера.
В настоящий момент, например, существует проект Федерального закона 2019 года, который устанавливает освобождение от уплаты государственной пошлины юридических лиц, если они регистрировались путем подачи электронного документа.
Таким образом, можно сделать вывод, что становление института государственной пошлины в России происходило издревле, следует сказать, что развивалось оно достаточно стремительно и постоянно менялось и дополнилось. Законодательство о государственной пошлине меняется и по сей день.
Государственная пошлина
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.