Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Герой «деревенской прозы» — старухи в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Основой художественного подхода писателей-деревенщиков 60-80-х годов XX века стал спор писателей с обществом о цене технического прогресса, о разладе человека с природой, о памяти и беспамятстве в общественном сознании. Главное же внимание уделялось самому человеку, его внутреннему миру, вопросам морали и нравственности. В связи с этим А.И. Солженицын даже предлагал писателей-деревенщиков называть «нравственниками». В освещении любой темы в их творчестве моральный аспект оставался основополагающим, так как они одни из первых почувствовали надвигающую беду – дефицит духовности – и первыми же начали искать пути преодоления этой беды. В.Г. Распутин в одной из публицистических статей так описал эту беду: когда «трудно стали различимы противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение», время «смуты душ».
В русской деревне, в деревенском человеке, в народной культуре писатели усматривают те нравственные опоры, на которые, по их мнению, нужно каждому ориентироваться в эпоху смены духовных ориентиров. Ибо здесь, в патриархальной деревне, родилась и выросла духовная культура народа, основанная на понятиях о добре, красоте и правде. Именно народ-земледелец определил своеобразие культурного, нравственного и духовного облика нации, он единственный источник духовных ценностей. По признанию В.Шукшина, «русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
Исследуя внутренний мир деревенского человека 60 – 80-х годов, писатели в первую очередь обращали внимание на традиционную для этого периода проблему разрыва с домом, ухода из деревни. В результате возникает несколько типов героев деревенской прозы. Одни поддающиеся процессу массового раскрестьянивания России, их суть В.М. Шукшин определил метафорой «одна нога на берегу, другая в лодке», другие – сопротивляющиеся переменам и все-таки меняющиеся люди, пытающиеся сохранить и все же теряющие то важное, без чего человек может погибнуть как личность.
При всей общности трактовки основных тем деревенской прозы у каждого писателя герой свой, индивидуальный. Ф. Абрамов, например, беззаветно любя народ и восхищаясь его душевной красотой, не идеализирует человека из народа. В жизни его героев дом как символ, объединяющий поколения, потерял свою устойчивость, перестал быть связующим началом.
Для В. Белова характерен бережный и уважительный подход к человеку, писатель стремится разобраться во внутреннем мире героев и сам умеет посмотреть на мир их глазами. Герои Белова постоянно задают себе вопрос, для чего они живут. Писатель успешно использует мотив возвращения: его герои возвращаются, чтобы встретиться со своей юностью с родным краем, с прошлым. Смысл этого мотива в том, что человеку нужно вернуться, чтобы понять необратимость времени, чтобы по достоинству оценить то, что имел. Возвращается в свою родную деревню Каравайку герой рассказа «За тремя волоками» и только теперь понимает, что здесь его корни. Иван Данилович, герой рассказа «Речные излуки», вернувшись, вспоминает юность и вновь, как в юности, чувствует себя счастливым.
В. Астафьев вошел в число деревенщиков в 70-е годы. Писателю одинаково хорошо удавалось создавать не только образы положительных героев, людей с сильными характерами, наделенными душевным теплом к окружающим, но и образы браконьеров, губящих не только природу и рыбу, но и людские души. В каждом из персонажей Астафьев улавливал черты национального характера, по крупицам собирал образ современника, включая в него свои впечатления о людях, встретившихся на разных этапах его жизненного пути. «Последний поклон», «Царь-рыба», «Печальный детектив» и другие произведения писателя сразу же после публикации получили всеобщее признание.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Людмила Филатова
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜