Основой художественного подхода писателей-деревенщиков 60-80-х годов XX века стал спор писателей с обществом о цене технического прогресса, о разладе человека с природой, о памяти и беспамятстве в общественном сознании. Главное же внимание уделялось самому человеку, его внутреннему миру, вопросам морали и нравственности. В связи с этим А.И. Солженицын даже предлагал писателей-деревенщиков называть «нравственниками». В освещении любой темы в их творчестве моральный аспект оставался основополагающим, так как они одни из первых почувствовали надвигающую беду – дефицит духовности – и первыми же начали искать пути преодоления этой беды. В.Г. Распутин в одной из публицистических статей так описал эту беду: когда «трудно стали различимы противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение», время «смуты душ».
В русской деревне, в деревенском человеке, в народной культуре писатели усматривают те нравственные опоры, на которые, по их мнению, нужно каждому ориентироваться в эпоху смены духовных ориентиров. Ибо здесь, в патриархальной деревне, родилась и выросла духовная культура народа, основанная на понятиях о добре, красоте и правде. Именно народ-земледелец определил своеобразие культурного, нравственного и духовного облика нации, он единственный источник духовных ценностей. По признанию В.Шукшина, «русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
Исследуя внутренний мир деревенского человека 60 – 80-х годов, писатели в первую очередь обращали внимание на традиционную для этого периода проблему разрыва с домом, ухода из деревни. В результате возникает несколько типов героев деревенской прозы. Одни поддающиеся процессу массового раскрестьянивания России, их суть В.М. Шукшин определил метафорой «одна нога на берегу, другая в лодке», другие – сопротивляющиеся переменам и все-таки меняющиеся люди, пытающиеся сохранить и все же теряющие то важное, без чего человек может погибнуть как личность.
При всей общности трактовки основных тем деревенской прозы у каждого писателя герой свой, индивидуальный. Ф. Абрамов, например, беззаветно любя народ и восхищаясь его душевной красотой, не идеализирует человека из народа. В жизни его героев дом как символ, объединяющий поколения, потерял свою устойчивость, перестал быть связующим началом.
Для В. Белова характерен бережный и уважительный подход к человеку, писатель стремится разобраться во внутреннем мире героев и сам умеет посмотреть на мир их глазами. Герои Белова постоянно задают себе вопрос, для чего они живут. Писатель успешно использует мотив возвращения: его герои возвращаются, чтобы встретиться со своей юностью с родным краем, с прошлым. Смысл этого мотива в том, что человеку нужно вернуться, чтобы понять необратимость времени, чтобы по достоинству оценить то, что имел. Возвращается в свою родную деревню Каравайку герой рассказа «За тремя волоками» и только теперь понимает, что здесь его корни. Иван Данилович, герой рассказа «Речные излуки», вернувшись, вспоминает юность и вновь, как в юности, чувствует себя счастливым.
В. Астафьев вошел в число деревенщиков в 70-е годы. Писателю одинаково хорошо удавалось создавать не только образы положительных героев, людей с сильными характерами, наделенными душевным теплом к окружающим, но и образы браконьеров, губящих не только природу и рыбу, но и людские души. В каждом из персонажей Астафьев улавливал черты национального характера, по крупицам собирал образ современника, включая в него свои впечатления о людях, встретившихся на разных этапах его жизненного пути. «Последний поклон», «Царь-рыба», «Печальный детектив» и другие произведения писателя сразу же после публикации получили всеобщее признание.
Герой «деревенской прозы» — старухи в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.