Авторы третьей теории отрицают тот факт, что пол – это биологическая данность, а гендер – это продукт культурной трансформации. Они утверждают, что и пол, и гендерявляются результатами социализации. Они конструируются обществом, то есть могут принимать разные формы и изменяться. Даже человеческое тело под влиянием различных социальных и технологических вторжений таких, как диеты, культуризм, стиль поведения, пластическая хирургия, операции по изменению пола, может менять свою форму. Таким образом, физическое тело человека находится под влиянием человеческого фактора, то есть выбора индивида, находящегося под воздействием социума.
Сторонники этого направления отрицают биологическую основу гендерных различий. Они утверждают, что благодаря осознанным половым различиям в обществе возникают гендерные особенности, которые участвуют в формировании половых различий. Так, если в обществе идея мужественности – это физическая сила и крутой нрав, то оно стимулирует юношей иметь особый вид строения тела и манеру поведения.
Таким образом, из анализа этих трех теорий формируется понимание гендера как понятия, порожденного социумом, которое предписывает юношейам и девушекам различные социальные роли и особенности. И, к сожалению, эти различия приводят к расслоению общества. Гендер – это наиважнейший фактор в определении жизненных возможностей индивида и его социальных ролей в деятельности социальных институтов разного уровня. Так, например, существующее разделение труда между юношами и девушеками привело к тому, что девушки имеют неравное положение в вопросе доступа к основным ресурсам и ценностям общества (деньги, власть, время и тд ).
История возникновения термина «гендер» своими корнями уходит в Западную Европу и США в начало 1960-х [6]. Но изначально рассмотрение его вне социального контекста привело к обреченности такого узкого подхода, так как изучались лишь биологические, анатомические и психо-сексуальные особенности юношей и девушек. А в российской социологии, с одной стороны, с самого начала понятие «пол» соотносилось с принадлежностью личности к одной из 2-х половых групп, которые отличаются не только по биологическим и анатомическим показателям, но и социальным. К тому же, при проведении любого социологического исследования категория «пол» замеряется как социально-демографический показатель. Однако, с другой стороны, до 90-х годов прошлого столетия российские социологи не считали необходимым рассматривать девушек как самостоятельный субъект социологических исследований. Актуальность этого вопроса возникла в виду возникших серьезных реформ общества на фоне экономической и политической неопределенности, а также насильственной смены нравственных идеалов и моральных принципов [8].
Вполне объясним тот факт, что под влиянием глобализации, стремления мирового научного сообщества унификации категориального аппарата, в научно-исследовательскую практику стран мира было введено понятие «гендер». И это понятие уникально, так как именно для разъяснения его сущности был принят специальный международный документ. На IV Всемирной конференции по положению девушек, которая состоялась в сентябре 1995 года в Пекине, в результате обсуждения было принято заявление «Относительно общепринятого толкования значения термина «гендерный». В научной и общественно-политической лексике общепринятом значении термин «гендерный» стал трактоваться как «отражение биологической принадлежности к мужскому и женскому полу». Вместе с тем участники Всемирной конференции отказались от «биологической детерминистской концепции», которая утверждает, что все «функции и отношения между двумя полами закреплены в рамках жесткой структуры». В ходе дебат были даны рекомендации к проведению гендерных исследований как инструмента социального управления и научной деятельности. Еще одно важное достижение конференции в Пекине – это внедрение в международную практику отчета государств в ООН о положении девушек в обществе (Ежегодный национальный доклад) [4].
Несмотря на то, что девушек достигли многого в различных сферах, тем не менее в современном мире вопрос гендерного неравенства еще не снят,. То есть гендерные различия остаются причиной социального неравенства. Социологи, как уже было сказано, много десятилетий серьезно занимаются вопросом исследования данной проблемы. За это время четко сформировалось несколько основных теорий, которые пытаются объяснить причину гендерного неравенства в обществе, почему во многих сферах социального взаимодействия (политика, экономика, семья и т.д.) юноши удерживают пальму первенства [3].
Гендерные различия в проявлении тревожности у студентов
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.