После принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации дискуссии о роли и месте прокуратуры в системе органов власти обострились. Её положение как органа надзора было сохранено. В 1995 г. в Закон о прокуратуре были внесены существенные изменения. В частности, законодателем была введена специальная глава, посвященная прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека, которая подчеркивала правозащитные функции прокуратуры, а также позволила рассматривать прокуратуру как координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, которые действуют в России, осуществляет прокуратура – единая федеральная централизованная система органов. Наряду с надзором, прокуратура Российской Федерации наделяется и другими функциями. Однако непосредственно особенностям осуществления прокурорского надзора посвящен раздел III Федерального закона «О прокуратуре РФ».
Исходя из содержания п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, единства и укрепления законности. В Конституции Российской Федерации человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и личная безопасность признаются в государстве наивысшей ценностью (ст. 3).
Несмотря на всеобъемлющее значение и неоспоримую роль прокурорского надзора в современной России, органами прокуратуры фиксируется достаточно много различных нарушений. Например, только по итогам 2018 г. прокурорами Российской Федерации было выявлено 4 290 567 случаев нарушений закона, из которых к дисциплинарной ответственности было привлечено 679 145 лиц, к административной ответственности – 259 572 лиц, возбуждено 21 926 уголовных дел.
Таким образом, прокурорский надзор представляет собой особенный вид государственной деятельности, который осуществляется органами прокуратуры и выражается в проверке точности соблюдения и исполнения законов на территории государства. Никакие другие органы государственной власти, кроме прокуратуры, не вправе осуществлять надзор от имени государства за соблюдением и исполнением законов.
Функции прокуратуры в уголовном судопроизводстве.
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.