На определенном этапе использования фотоизображений в СМИ стало заметно формирование фотожурналистики и ее жанровой системы [Симакова, Тенденции визуализации журналистского контента…, 2015, 215]. Поскольку важной особенностью фотоматериалов в средствах массовой информации является их иллюстративная функция – они всегда так или иначе передают то, о чем говорится в материале: люди, ситуации [Сулейманова, 2016, 47-48], – то важным становится то, как именно сделаны снимки.
Так в русле фотожурналистики выделяются информационные и художественно-публицистические жанры. Первая группа жанров [Симакова, Тенденции визуализации журналистского контента…, 2015, 215]:
– фотоинформация, она же фотозаметка. Отличается оперативной передачей единичного факта;
– фоторепортаж. Присутствует развитие сюжета, ситуации;
– фотокорреспонденция. Осмысление сложившегося положения дел в ходе определенных событий и явлений действительности, показывается результат действий, дается их оценка и прогноз;
– фотоиллюстрация. Ее смысл не может быть понятен без поясняющего текста.
Главной задачей представленной группы жанров выступает оперативное информирование читателей при помощи визуальных средств [Симакова, Тенденции визуализации журналистского контента…, 2015, 215].
Жанры художественно-публицистической фотожурналистики [Симакова, Тенденции визуализации журналистского контента…, 2015, 215]:
– фотозарисовка (лирическая, пейзажная, информационно-познавательная). Передача автором настроения, но с опорой на документальную составляющую;
– фотоочерк (портретный, проблемный и путевой). Призван показать человека, социальную действительность;
– фотопортрет (индивидуальный или групповой). Не должен быть мелким и искажать внешность изображенных людей;
– фотоплакат, фотомонтаж и фотоколлаж. Жанры, объединяющие в одном кадре несколько сюжетов для достижения художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже используется фотоспособ, в фотоколлаже и фотоплакате – синтетический изобразительный способ, к примеру, применяется рисунок, компьютерная графика;
– фотосериал. Множество взаимно связанных фотоизображений, формирующих сюжет.
Отличительной особенностью жанров художественно-публицистической фотожурналистики является то, что они предоставляют возможности для самовыражения фотографом [Симакова, Тенденции визуализации журналистского контента…, 2015, 215].
Существуют декоративно-прикладные жанры, которые совпадают с жанрами изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и прочее. Они встречаются в случаях, когда фотография выступает как эстетический объект и необходима для оформления СМИ [Симакова, Тенденции визуализации журналистского контента…, 2015, 215].
Фотографии стали встречаться в содержании интернет-СМИ сразу после появления последних [Симакова, Тенденции визуализации журналистского контента…, 2015, 214]. В данный момент из-за процесса цифровизации жизни и деятельности человека каждое средство массовой информации в интернете, при формировании ленты материалов, иллюстрирует сообщения фотоизображениями [Ковалева, 2017, 135-136]. Тем более что в штате многих интернет-СМИ сегодня есть фотограф (фотокорреспондент), который занимается созданием авторской фотоинформации [Ковалева, 2017, 136]. Если издание использует фотографии не своих сотрудников, то требуется только указать авторство [Борисов, 2019, 611].
Развитие компьютерных технологий сегодня позволяет в кратчайшие сроки ретушировать изображения, даже кардинально изменять их, использовать различные вариации размещения фотографий на странице [Градюшко, Медиарынок Республики Беларусь…, 51].
В современности СМИ могут представлять аудитории не только фоторепортажи, фотопортреты и прочие материалы традиционных жанров фотожурналистики, но и фотоистории, фоторассказы [Ковалева, 2017, 137], фотообвинения, фотопейзажи, фотонатюрморты, фоторепродукции, кинокадры и так далее [Симакова, О визуализации журналистских материалов, 2015, 121-122]. К примеру, фотоистории могут реализовываться при помощи использования фотослайдера из нескольких снимков – горизонтальная прокрутка дает возможность быстро просмотреть представленные изображения [Симакова, Влияние новых технологий на визуальный контент…, 2015, 164]. Так читатель может сконструировать для себя картину происходящего.
В некоторых материалах применяются фотографии с ползунком было/стало для понимания разницы в изображаемом объекте [Градюшко, Медиарынок Республики Беларусь…, 2017, 51].
Не так давно в содержании интернет-СМИ стала наблюдаться тенденция, при которой ресурсы размещают фотографический контент, созданный пользователями. К примеру, фотокадры, которые выполнили очевидцы какого-либо происшествия при помощи мобильных телефонов и разместили в своих аккаунтах соцсетей [Градюшко, Медиарынок Республики Беларусь…, 2017, 51]. Предположим, что использование таких фотоснимков оправданно, если для создания профессионального изображения требуется время, за которое фотография потеряет свою актуальность.
Особенности фотоматериалов в соцсетях – их «одноразовость», непрофессионализм авторов – активно распространяются на фотоизображения в традиционных и интернет-СМИ [Симакова, Тенденции визуализации журналистского контента…, 2015, 215]. По этой причине в содержании средств массовой информации мы можем видеть фотографии низкого качества, снимки, выполненные с неудачного ракурса и так далее.
Таким образом, возможности создания фотографий для СМИ и их размещения в данный момент весьма широки. Интерактивность сегодня является одной из наиболее ярких особенностей взаимодействия пользователей интернет-СМИ с его фотографическим содержанием.
Фотоматериалы используются в средствах массовой информации продолжительное время. Современный этап, этап визуализации контента в СМИ возможно назвать пиком применения фотографий в содержании различных изданий.
Использованию фотоматериалов в интернет-СМИ присуща масса особенностей:
– существуют широкие технические и технологические возможности для создания изображений. В том числе возможность сделать фотоснимок в определенном жанре, которых насчитывается более 10;
– широкие возможности обработки фотографий;
– заимствование изображений из аккаунтов пользователей социальных сетей;
– новые возможности для представления фотоснимков аудитории («слайдер» и так далее).
Фото-иллюстративный материал в электронных региональных сми (на примере сайта-сми БелПресса https://www.belpre
- Арина Потапова
- Журналистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.