Эта процедура может иметь место лишь в течение первого года после выборов или в полгода до президентских выборов, ибо в эти сроки Президент не имеет права распускать Государственную Думу. Именно это обстоятельство позволяет некоторым исследователям (В. Стеффани) обозначить политическую систему России как «парламентскую форму правления с доминированием президента».
Такого мнения придерживается и О. Зазнаев, который считает форму правления в РФ президентской, взяв за основу не то, что закреплено в законе, а фактическое сочетание сил. В качестве факторов, обусловивших появление такой модели, он называет увеличение контролируемых президентом властных ресурсов; повышение его автономии от других органов власти и от политических партий. Оба этих явления — характерные черты президентской модели.
Наиболее интересна позиция И. Шаблинского. Он считает, что изначально предполагалось создание скорее парламентарной модели.
Но после внесения изменений в проект Конституции она была деформирована, в результате чего не вписалась в систему сдержек и противовесов: право президента принимать решение об отставке Правительства без согласия Парламента, распускать Государственную Думу, по своему усмотрению отправлять премьер-министра в отставку — являются элементами разных конституционных моделей, которые не позволяют отнести сложившийся баланс сил ни к одной из них.
Исследовав позиции, приводимые вышеперечисленными учеными, можно обнаружить общие моменты. Все ученые говорят о том, что не существует формы правления в чистом виде, и смешанная форма не имеет четких критериев.
Все они указывают на значительный вес Президента в осуществлении управления государством и широту его полномочий считают неоправданной. А также все считают сложившуюся конституционную модель несостоятельной и признают необходимость ее реформирования.
Также следует отметить, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Можно сказать, что он находится во главе всех этих ветвей и их контролирует.
Президент России обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они касаются практически всех сторон жизнедеятельности государства и оказывают огромное влияние на развитие экономики и общества.
Также существует мнение о том, что Российская Федерация за годы существования института президентства стала все больше превращаться в суперпрезидентскую республику.
Весьма существенным, практически неустранимым недостатком президентской и суперпрезидентской республики является высокая степень влияния личных качеств Президента на состояние исполнительной власти и возможность частых конфликтов между Парламентом и Президентом в случаях, когда парламентское большинство и Президент принадлежат к различным политическим силам, особенно, если у них различные ценностные и социальные ориентиры.
Последствия таких конфликтов могут быть весьма разрушительны для страны в целом (пример — Россия 1993-1999 годов). Другими недостатками президентских и суперпрезидентских республик являются размывание ответственности, благоприятные условия для коррупции, нарушение принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов, усиление президентской власти, носители которой нередко обнаруживают тенденцию к авторитаризму и деспотизму.
Конституция РФ 1993 года даже по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 года сделала огромный шаг назад в организации государственного устройства страны, превратив Россию в авторитарную «республику» (выборную монархию) с совершенно неэффективной структурой органов государственной власти и управления. Она заложила дисбаланс между законодательной и президентской властью в пользу президентской власти, что нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
Нетрудно заметить, что такая организация власти в рамках республиканской формы правления архаична.
Несмотря на формальную отдаленность от исполнительной ветви власти, под подчинением Президента находятся одни из важнейших органов Правительства, такие как Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности и т.д.
Кроме того, Президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
Парламент России превращен в придаток президентской власти. Дума не оказывала и не оказывает реального влияния на формирование и деятельность Правительства. У Думы как не было, так и нет полномочий по контролю за деятельностью исполнительной власти.
Значительный перекос полномочий в пользу исполнительной власти не только обесценивает представительные органы, но и разрушает всю ту объективно необходимую систему разделения, взаимодействия и взаимного сдерживания властей, без которой невозможно эффективное и общественно полезное функционирование самой исполнительной власти.
В России, как всегда во все периоды ее истории, большую роль играет личность главы государства.
Но Конституция Российской Федерации в действительности не содержит никаких чрезвычайно исключительных полномочий Президента, выходящих далеко за пределы традиционных полномочий главы государства и способна обеспечивать его успешное функционирование и развитие в выбранной форме правления.
Вывод: Таким образом, нетипичные формы правления представляют собой более совершенную модель управления государством, и, тем самым, способствуют развитию и процветанию страны, а также позволяют обеспечить достойную жизнь гражданам такого государства, само становление гражданского общества и правового государства, отношению к человеку и его правам как главной социальной ценности.
Формы правления в прошлом и настоящем
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.