Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формы организации физической активности школьников в режиме дня

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“УСМАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ”

Отделение физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формы организации физической активности школьников в режиме дня

Выполнил:

студент группы 3-БФ

Ушаков С. В.

Научный руководитель:

Субботина Н.Д.

Усмань 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Формы организации двигательной активности школьников в режиме дня

1.1 Понятие физическое воспитание

1.2 Физическая активность школьников в режиме дня

1.3 Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников

1.4 Урок физической культуры

1.5 Характер физической и психической нагрузки на занятиях. Приёмы её регулирования

1.6 Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня

1.7 Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах

1.8 Ежедневные физкультурные занятия на воздухе в группе продлённого дня

1.9 Внеклассная работа и мероприятия по физическому воспитанию

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Универсальный и абсолютно надёжный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия – физическая культура – способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Но и эти небольшие “жертвы” нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычайное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым потому, что победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаливает волю. Возможно, именно тренировка воли лежит в основе проявления той жизненной активности, которая возникает у людей, занимающихся физкультурой и спортом.

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать всё возможное и сверх того для себя, удивить окружающих своими достижениями. Но для этого, с самого рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания основных качеств человека. Образовательный период в жизни человека происходит с 6-26 лет, в течение этого времени происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни.

Целью физического воспитания является содействие подготовке гармонично развитых, здоровых людей. И здоровье учеников во многом зависит от учителей.

В настоящее время в школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место физическому воспитанию и спорту.

Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

Также физическая культура широко распространена в школах. Она является неполным отражением индивидуальных дисциплин. Но для учеников играет огромную роль в их физическом и умственном развитии. В последнее время спорт приобрёл массовое развитие. И поэтому воспитание в школах направленно на оздоровление и реализацию спортивного потенциала обучающихся.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы из-за высокой учебной нагрузки в школе, дома и другим причинам, у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Поэтому педагоги должны прикладывать больше усилий для реализации потенциала учащихся.

На церемонии открытия Первого всероссийского спортивного форума 23.10.2009, Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал:

“Уверен, что всех нас объединяет внимание к спорту и сознание того, что без такой скоординированной работы мы не сможем поднять уровень развития спорта в нашей стране на должную высоту, а это и здоровье всех нас, здоровье российских граждан, и авторитет России, её престиж.

Мы должны создать такую систему физкультуры и спорта в нашей стране, когда всё начинается в школе, а ещё лучше в детском саду, когда существуют детские и юношеские спортивные секции и когда развит университетский спорт”.

I. Формы организации двигательной активности школьников в режиме дня

1.1 Понятие физическое воспитание

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.

Физическая культура – основа здорового образа жизни. Физическая культура объединяет многие компоненты: культуру двигательной активности, закаливание, дыхание, массаж, питание, использование факторов природы. О физической культуре следует говорить в первую очередь с учётом этих компонентов, тогда становится очевидным, что она – основа и формирование здорового образа жизни. Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависит от наследственных факторов, 20% – от внешне-средовых условий, от экологии, 1% – от деятельности систем здравоохранения, 50% – зависит от образа жизни, который человек сам себе организовывает.

Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определённых взаимодействиях с другими социальными подсистемами( общекультурными, политическими, социально-экономическими и др.), в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура как совокупность специфических и материальных ценностей, в том числе в системе физического воспитания.

Основная цель политики государства в области физической культуры – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения.

Удручающие статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в России ухудшилось состояние здоровья населения. Министерством образования России с Госкомспортом России, Минздравом РАО проделана существенная работа по формированию законодательного нормативно-правового и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования. Традиционная система физического воспитания на современном этапе нуждается в усилении оздоровительной направленности, улучшении материальной обеспеченности, разнообразии форм и методов работы. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений является обеспечение уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности школьников. Физическое воспитание – органическая часть общего воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развития форм и функций организма человека. Всестороннее физическое воспитание является одной из важнейших задач общества. Важнейшим средством в достижении данной цели является развитие двигательных качеств: силы, гибкости, выносливости, ловкости, быстроты и т. д., которые определяют двигательные возможности человека, которыми каждый человек наделён от рождения. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основной работоспособностью во всех видах как учебной, так и спортивной деятельности. В процессе роста и развития организма, физические качества претерпевают изменения.

1.2 Физическая активность школьников в режиме дня

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу учебной нагрузки в школе, дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гиподинамии (недостаток движения), которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Таблица 1 Виды гиподинамии и причины её возникновения

Вид гипокинезии

Классификационный признак – причина и мотивация гиподинамии

1. Физиологическая

Влияние генетических факторов, наличие моторной ” дебильности “, аномалии развития.

2. Привычно-бытовая

Привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативы, бытовой комфорт, пренебрежение физической культурой.

3. Профессиональная

Ограничение объёма движений вследствие производственной необходимости.

4. Школьная

Неправильная организация учебного процесса: перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического и трудового воспитания, отсутствие свободного времени.

5. Климатогеографическая

Неблагоприятные климатические условия, ограничивающие двигательную активность.

6. Экспериментальная

Моделирование сниженной двигательной активности для проведения мед. исследований.

7. Клиническая

Заболевание опорно-двигательного аппарата; болезни и травмы, требующие длительного постельного режима.

Недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшения дееспособностей стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии. Недостаточная двигательная активность снижает функции сердечнососудистой и дыхательной систем ребёнка, в результате чего появляются неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная ёмкость лёгких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребёнок владеет меньшим объёмом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют. Американские врачи провели опыт, лишив добровольцев движений путём наложения высокого гипса и сохранив им, нормальный режим питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц, и накопился жир. Одновременно повысилась реактивность сердечнососудистой системы, и снизился основной обмен. Однако в течение последующих 4 недель, когда испытуемые начали активно двигаться( при том же режиме питания), указанные выше явления были ликвидированы, мышцы укрепились и гипертрофировались. Таким образом, благодаря физическим нагрузкам удалось восстановление, как в функциональном, так и в структурном отношениях.

Сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в среднем 11%, а максимально( при большей моторной плотности) 40% необходимого объёма движений. Это говорит о том, что даже ежедневные уроки не способны ликвидировать дефицит движений.

Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными спонтанными движениями. К ним относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, выход к доске и т. д., однако спонтанно создаваемые движения на уроках не могут полностью удовлетворить движение учащихся.

В дни, когда по расписанию проводится урок физической культуры, дефицит двигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя из данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объём активных движений должен быть не менее 2-х часов, а недельный не менее 14 часов. Конечно же, физическое перенапряжение не может добавлять здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма. Истина всегда лежит где-то посередине.

На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательны для всех здоровых детей.

Огромную роль играют все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продлённым днём. Они являются основными поставщиками необходимых ребёнку движений. В школах, где физкультурно-оздоровительная работа является обязательной для всех здоровых людей, не стоит проблема “двигательного голодания” со всеми вытекающими последствиями. Поэтому с первых дней нужно учить школьников строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказывается на растущем организме ребёнка.

Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребёнка с плохой осанкой, то безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложится спать, а значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на психоневрологическом статусе ребёнка.

Твёрдый распорядок предусматривает все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры, и развлечения и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для роста и жизнедеятельности ребёнка.

Воистину – движение это жизнь.

1.3 Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников

Физическое воспитание учащихся в школе осуществляется в форме: обязательной учебной дисциплины ” Физическая культура “, в режиме учебного дня, в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Урок физической культуры( по учебной дисциплине ” Физическая культура “) является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а также задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях.

Уроки физической культуры( учебная работа), внеклассная, массовая фузкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-оздоровительный педагогический комплекс, который подчинён общей цели физического воспитания учащихся – формирование физической культуры личности.

Физическую культуру личности характеризуют:

– мотивация физкультурных или спортивных занятий;

– необходимые для занятий знания, двигательные умения и навыки;

– разносторонняя физическая подготовленность;

– активное участие в физкультурной деятельности.

В результате осуществления этой деятельности необходимо добиться самостоятельной двигательной активности в режиме учебного дня и свободного времени, что должно обеспечить, биологическую потребность учащегося в движениях.

Уроки физической культуры включают в себя базовый и вариативный компоненты:

К базовому компоненту относится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений, двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

Школа, независимо от её типа и формы собственности должна обеспечить условия для освоения базового компонента всеми учащимися с учётом состояния их здоровья и других индивидуальных особенностей( недостаточное физическое развитие, избыточная масса тела, недостаточная физическая подготовленность).

Вариативный компонент – включает материал по развитию физических качеств, а также примерные домашние задания, что облегчает дифференцированный подход к решению задач физического воспитания.

Конкретное содержание используемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель, проводящий урок физической культуры с учётом:

– материально-технической базы;

– своих творческих возможностей;

– состояния здоровья, физической подготовленности учащихся;

– интересов занимающихся;

Для допуска к занятиям физической культурой все учащиеся проходят врачебное обследование не реже одного раза в год.

По результатам обследования они подразделяются на медицинские группы:

– основная: занимаются по учебной программе в полном объёме, а также в одной спортивной секции;

– подготовительная: занимаются по учебной программе с учётом их индивидуальных особенностей и рекомендаций врача, им также рекомендуются дополнительные занятия по повышению уровня физической подготовленности;

– специальная медицинская группа: занятия проводятся по специальным программам, согласованным с министерством образования РБ и учителями, прошедшими специальную подготовку.

В соответствии с Законами РБ “О физической культуре и спорте” занятия по физической культуре проводятся не менее 3-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другими видами учебной или не учебной деятельности является нарушением Закона.

1.4 Урок физической культуры

Значение и задачи

Урок физической культуры – основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств.

Значение урока физической культуры заключается в систематичном осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья занимающегося, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Содержание и структура урока физической культуры

Содержание урока физической культуры составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности учащихся. Существующая в настоящее время техническая структура предусматривает реализацию на уроках физической культуры физиологических, психических и педагогических закономерностей. Это постепенное включение учащихся в основную деятельность, поддержание работоспособности на определённом уровне, снижение нагрузки, выравнивание функционального состояния и психологическая настройка на отдых или другой вид урока. Следовательно, работоспособность распределяется на уроке неравномерно и представляет 4 уровня: предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние, снижение работоспособности.

В соответствии с этим, уроки физической культуры состоят из трёх взаимосвязанных частей: вводной(подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части урока важное значение имеют следующие задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.

Типовая структура урока:

Вводно-подготовительная часть( 5-10 минут)

Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить к предстоящей физической нагрузке на основной части урока.

Содержание: строевые упражнения(построения, перестроения), ходьба и её разновидности, бег и его разновидности, общеразвивающие и подготовительные упражнения, игры с элементами строя.

Основная часть( 25-30 минут)

Задачи: изучение нового материала, повторение и совершенствование раннее изученного (теоретические сведения, двигательные умения и навыки), развитие физических качеств.

Содержание: ОРУ с предметами и без предметов. Основные двигательные упражнения: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, акробатические упражнения, упражнения на осанку, высокоинтенсивные игры.

Заключительная часть( 5-10 минут)

Задачи: постепенный переход из состояния повышенной активности в состояние, близкое к исходному, подготовка школьников к последующим урокам, подведение итогов урока, задать задание на дом, организационный переход к новым действиям.

Содержание: построение, интенсивная ходьба с постепенным замедлением, спортивные игры, дыхательные упражнения, слово учителя об итогах и домашнем задании.

Деление урока на части относительно. Каждый урок – это единое целое, элементы которого находятся в тесной взаимосвязи.

Таблица 2 Примерный план-конспект урока физической культуры

Частные

задачи

Содержание урока

Дозировка

нагрузки

Организационно-методические указания

Подготовительная часть( 12 минут)

Сообщение задач урока.

Воспитывать правильную осанку при строевых приёмах.

Построение. Рапорт. Приветствие.

Ходьба( разновидности ходьбы).

Бег с изменением направления.

Построение в шеренгу. Расчёт на 1-2. Перестроение в 2 шеренги.

Комплекс упражнений(10 упр.)

30 с.

1 мин.

2 мин.

30 с.

8 мин.

Перечислить основные виды упражнений.

Спина прямая, смотреть прямо.

Девочки через 1,5 мин. Переходят на ходьбу.

Основная часть( 28 минут)

Развивать силу различных групп мышц и умение группироваться.

1-е отделение – мальчики

1. Перекладина низкая. Разучивание подъёма с переворотом.

2. Акробатические упражнения. Кувырок назад – 2-3 раза. Кувырок назад в стойку на лопатках

3. Канат. Лазание на одних руках.

4. Упражнения у гимнастической стенки на развитие силы мышц ног и мышц брюшного пресса.

10 мин.

9 мин.

4 мин.

5 мин.

Допускается помощь партнёра.

Стойка должна быть вертикальной, допускается помощь партнёра.

Первоначально выполнять с помощью.

Приседания и пресс выполнять глубже.

2-е отделение – девочки

1. Упражнения на разновысоких брусьях. Подъём с переворотом на нижней жерди.

2. Упражнение у гимнастической стенки на растягивание мышц и укрепление мышц брюшного пресса.

3. Акробатические упражнения. Кувырок назад в шпагат(4 раза)

10 мин.

5 мин.

9 мин.

При растягивании ног колени не сгибать.

Выполнять шпагат как можно ниже.

Заключительная часть( 5 минут)

Спокойная ходьба. Построение в одну шеренгу. Подведение итогов. Задание на дом.

5 мин.

Типы уроков

В практике физического воспитания различают несколько типов уроков:

– вводный урок;

– урок изучения нового материала;

– урок закрепления и совершенствования пройденного материала;

– смешанный урок(комплексный);

– контрольный урок.

Вводный урок: проводят в начале учебного года или четверти( при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале, требования к ученикам, их спортивной одежде.

Урок изучения нового материала: основное внимание уделяется ещё незнакомым упражнениям. Двигательная активность на таком уроке очень высокая.

Урок закрепления и совершенствования пройденного материала: основное внимание уделяется многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность очень высокая.

Смешанный урок( комплексный): совмещается изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Наиболее характерен для физического воспитания младших школьников.

Контрольный урок: посвящается оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило проводят в конце четверти или после прохождения разделов программы: лыжи, лёгкая атлетика, гимнастика, плавание и т. п.

Виды уроков

В зависимости от использования средств физического воспитания уроки классифицируются по видам. Так выделяют уроки: плавания, лёгкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т. д.

Методы организации учащихся на уроке

При проведении уроков используют следующие методы организации:

Фронтальный метод: применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при повторении ходьбы, бега, ОРУ. Учитель может давать указания и оценку только в общей форме, всем занимающимся ученикам. Поточный способ: все выполняют упражнения(потоком), когда один занимающийся ещё не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперёд. Например: упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке, при этом таких повторений может быть 2-3. Посменный способ: заключается в том, что дети выполняют упражнения стенами, по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают за товарищами. В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по 2-3. По мере овладения движением количество детей в смене увеличивается. Групповой способ: заключается в распределении учеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением учителя разучивает новое упражнение, а другие самостоятельно по заданию учителя выполняют знакомые упражнения или играют в подвижные игры. Затем дети меняются местами.

В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод, когда каждый занимающийся самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем учителя. В целях уточнения деталей, общих для всех упражнений оно тоже выполняется индивидуально по вызову учителя (это одна из разновидностей индивидуального метода). Использование каждого из указанных методов организации учеников на занятии зависит от задач, поставленных учителем, условий, в которых проводится занятие, возраста занимающихся. Наиболее целесообразно при обучении детей смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.

физический школьник игра спортивный

1.5 Характер физической и психической нагрузки на занятиях. Приёмы её регулирования

Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением: после вводной части не менее чем на 20-25%, после ОРУ – не менее чем на 50%, после обучения основным движениям – не менее чем на 25%, после подвижной игры – до 70-90 и даже до 100%. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15-20% превышает его. Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, а на вертикальной – прирост пульса в процентах. Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного знания. Этот показатель рассчитывается путём суммирования ЧСС по окончанию вводной части, ОРУ, обучения основным движениям, подвижных игр, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров. Достижение такого уровня возбудимости пульса возможно при более широком включении в занятие бега, прыжков, подскоков, игр с мячом и др. Физкультурное занятие вызывает утомление. По степени его выраженности можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Небольшая степень утомления обязательна. При наличии признаков средней степени утомления у отдельных учеников, нагрузку следует ограничить( уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых). Выраженные признаки утомления у большинства занимающихся детей появляются в результате чрезмерной нагрузки на уроке. В этом случае необходимо перестроить знания таким образом, чтобы нагрузка соответствовала уровню физической подготовленности учеников. Учитель по наличию и степени выраженности внешних признаков утомления может судить о существующей физической нагрузке и вносить в занятия необходимые коррективы.

Таблица 3 Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки и состояние ребёнка

Степень выраженности утомления

Небольшая

Средняя

Цвет лица, шеи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Выражение лица

Спокойное

Напряжённое

Потоотделение на лице

Незначительное

Выраженное

Дыхание

Несколько учащённое, ровное

Резко учащённое

Движения

Активные, чёткие

Неуверенные, нечёткие, появляются лишние движения. У некоторых детей двигательное возбуждение, а у других заторможенность.

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от выполнения занятий.

Важным требованием, предъявляемым к организации физкультурного занятия, является индивидуализация нагрузки. Она должна осуществляться с учетом уровня двигательной подготовленности ученика, состояния здоровья и физического развития, типа высшей нервной деятельности. Уровень двигательной подготовленности определяется учителем в течении года. При проведении физкультурного занятия с детьми младшего школьного возраста требуется наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха. Отдых в процессе занятий может быть активным и пассивным. Активный отдых – предполагает переключение предыдущей деятельности, вызвавшей утомление, на следующую. Пассивный отдых – характерен относительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность. Смена деятельности ученика, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов, которые получают стимул от предшествующей им нагрузки. Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимосвязь нагрузки и отдыха.

1.6 Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня является неотъемлемой частью физического воспитания школьников. Основные её формы вписываются в режим обучения и воспитания учащихся.

Гимнастика до учебных занятий: каждый школьный день необходимо начинать с комплекса гимнастических упражнений.

При проведении гимнастических и учебных занятий решаются следующие задачи:

– создать психологический настрой на предстоящую учебную

деятельность, способствовать организованному началу дня;

– ускорить включение организма в активную учебную работу;

– обеспечить оздоровительный и закаливающий эффект;

– обеспечить формирование правильной осанки;

– закреплять привычку систематически заниматься физическими упражнениями.

В комплексы гимнастики до занятий входят 6 – 8 упражнений, выполняемых в следующей последовательности: для осанки( упражнение типа подтягивания), мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, упражнения на внимание. При подборе этих упражнений нужно исходить из следующего: давать отдых мышцам только что работавшим и включать в упражнения новые группы мышц, чередуя напряжение с расслаблением, сгибание с выпрямлением. Начинать гимнастику до занятий следует: с ходьбы или с лёгкой пробежки. Заканчивают: подскоками или бегом с последующем переходом на шаг. Комплексы целесообразно менять 1 раз в неделю (весь можно не менять, а заменить 1-2 упражнения или усложнить за счёт комбинирования “старых”). Гимнастика до учебных занятий проводится на открытых площадках, спортивных залах, проветриваемых помещениях в облегчённой одежде. Если нет необходимых условий для проведения гимнастики в школе, то упражнения комплексов разучиваются на уроках физической культуры и рекомендуются детям для самостоятельного выполнения дома с помощью родителей. В этом случае учитель должен подготовить родителей к организации в домашних условиях занятий физическими упражнениями и оказанию помощи своему ребёнку.

Физкультурные паузы во время уроков

Проводятся непосредственно на уроках как необходимый кратковременный отдых, который снимает напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой. Физкультурные паузы являются обязательными для всех классов начальной школы.

При проведении физкультурных пауз решаются следующие задачи:

– снять психическое напряжение у детей путём переключения на другой вид деятельности;

– профилактика нарушения осанки;

– вызвать у учеников интерес к занятиям физическими упражнениями;

– сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на здоровье, самочувствие;

– сформировать простейшие знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Физкультурные паузы должны осуществляться при первых признаках утомления у учеников – нарушение внимания, беспокойное поведение. Комплекс физкультурной паузы включает, как правило, 3-4 упражнения доступных, проводимых в течении 1,5-3 минут для различных мышечных групп. Упражнения выполняются в проходах между партами, сначала нужно начинать с мышц рук, а затем ног, туловища и специальные: для глаз, кистей рук, пальцев рук и т. п. Смена комплексов – 1 раз в неделю.

1.7 Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах

Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах организуются учителями физической культуры. В тёплое время года они проводятся на открытом воздухе – это способствует закаливанию и укреплению здоровья детей. В случае неблагоприятных условий занятия переносятся в помещение школы и организуются в хорошо проветриваемых залах. И проводятся после второго или третьего урока в течении 20-30 минут. Как правило, рекомендуются для проведения в младших и средних классах.

Во время занятий на переменах решаются следующие задачи:

– создать условия для активной двигательной деятельности и повысить интерес учащихся;

– способствовать работе каждого из учеников;

– давать упражнения в соответствии с принципами физического воспитания;

– решать задачи оздоровительной направленности;

– развивать интерес к самостоятельным физкультурным занятиям;

– обучить учащихся необходимым для таких занятий знаниям, умениям и навыкам.

Подвижная перемена проводится на заранее подготовленных местах, но без принуждения учащихся к обязательному выполнению намеченных упражнений и игр. Не следует начинать перемену с построения учащихся. Выйдя на площадку, они сами должны выбрать упражнение или игру. На перемене не следует копировать организационную форму построения урока. Перемена – это прежде всего отдых для учеников. При проведении подвижных игр и физических упражнений на перемене надо следить за правильным распределением физической нагрузки на организм учащихся, для чего соблюдается определённая последовательность упражнений: в начале – разминочные, затем – более динамичная нагрузка и постепенное снижение нагрузки. Содержание данной формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня составляют различные подвижные игры, гимнастические упражнения, бег, прыжки, метания. Зимой – катание на лыжах, коньках, санках и др.

1.8 Ежедневные физкультурные занятия на воздухе в группе продлённого дня

Ежедневные физкультурные занятия на воздухе в группе продлённого дня проводятся в I классах, работающих в режиме детского дошкольного учреждения, учителем начальных классов или воспитателем группы продлённого дня и рекомендуются для проведения во II- IV классах.

На таких занятиях решаются следующие задачи:

– создать условия для физической и эмоциональной разгрузки детей;

– добиться оздоровительного эффекта;

– совершенствовать двигательные навыки, изучаемые на уроках физической культуры;

– вызвать и закрепить у детей интерес к физкультурным и физическим занятиям.

В содержание спортивного часа включаются упражнения и игры, ранее разученные детьми на уроках физической культуры:

– упражнения с большими и малыми мячами;

– разновидности бега;

– разновидности прыжков;

– метания;

– игры( не более 2-3);

– простейшие соревнования( в беге, прыжках, метании в цель, в даль), проводимые в игровой форме.

– спортивные развлечения( самокат, велосипед, роликовые коньки, зимой – лыжи, коньки, хоккей и т. д.), проводимые в игровой форме.

Спортивный час проводится в свободной, непринуждённой обстановке и во многом носит игровой характер, тем не менее он требует определённой организации. В настоящее время в практике школы спортивный час обычно проводят в форме урока. Параллельно с занятиями в группе продлённого дня или вне занятий, дети могут посещать разнообразные спортивные секции во внеурочное время.

Таблица 4 Требования, предъявляемые к занимающимся несколькими видами спорта

Вид спорта

Требования к спортсменам

необходимые

дополняющие

второстепенные

Баскетбол

Волейбол

Высокий рост, ловкость

( мягкость движений)

Быстрота, выносливость, прыгучесть

Гибкость, сила рук и становая сила

Бокс

Рукопашный бой

Быстрота, ловкость( мягкость и точность движений)

Сила рук, становая сила, выносливость, ростовесовой показатель более 100

Гибкость, сила ног

Борьба

Дзюдо

Ловкость, скорость входов( мягкость и точность движений)

Сила плечевого пояса, становая сила, выносливость

Гибкость

Прыжки в воду. Фигурное катание на коньках

Ловкость( во всех её проявлениях)

Сила, гибкость

Выносливость, быстрота

Гребля

Высокий рост, длинные конечности, выносливость, ловкость

Становая сила, сила рук и ног

Быстрота, гибкость

Конькобежный спорт. Лыжный спорт, Лёгкая атлетика – бег на средние или длинные дистанции

Выносливость, сила ног

Ловкость, становая сила, быстрота

Гибкость, сила рук

Плавание

Выносливость, гибкость( плечевой и голеностопные суставы), ловкость( координация движений), ” чувство воды “

Высокий рост, сила верхних и верхних конечностей

Быстрота

Стрельба пулевая и стендовая

Ловкость( тонкая координация движений)

Выносливость

Сила, гибкость, быстрота

Фехтование

Ловкость( во всех её проявлениях), быстрота

Высокий рост, сила ног, выносливость

Гибкость

1.9 Внеклассная работа и мероприятия по физическому воспитанию

Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей, она строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчётных документов и показателей. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительными, а интересными и должны способствовать укреплению здоровья.

Одним из ежедневно выполняемых комплексов несложных и полезных упражнений является гигиеническая гимнастика, которая обычно сочетается с закаливающими процедурами и применяется главным образом с целью повышения сопротивляемости организма к разного рода заболеваниям.

Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой – это минимум двигательной деятельности, который может быть обеспечен в любое время года, при любых условиях. Школы и внеклассные учреждения обязаны приучать учащихся к её регулярному выполнению.

Осуществляется это следующим образом:

– пропагандой о гигиенической гимнастике и разучивании упражнений с детьми на уроках в школе, в летних и зимних лагерях: пионерских, физкультурно-оздоровительных, туристических. Время от времени нужно проверять, как ребята делают зарядку: предложить отдельным учащимся показать комплекс упражнений, спросить о том, в какой дозировке они выполняются;

– организацией коллективной утренней гимнастики для детей на свежем воздухе – на площадках;

– подготовкой инструкторов и физоргов к руководству коллективными занятиями гимнастикой и проведения физкультминуток.

Утренняя гигиеническая гимнастика( зарядка) способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию: выводит организм из пассивного состояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности. Физические упражнения подготавливают центральную нервную систему к нормальному рабочему ритму, совершенствуют координацию движений, увеличивают скорость крово и лимфообращения, увеличивают кровоснабжение тканей. Дыхание становится более глубоким и ритмичным. Увеличивается поступление к мозгу, к мышцам и внутренним органам кислорода, что в свою очередь способствует повышению уровня укрепительных процессов в тканях.

Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из упражнений, обеспечивающих всестороннее развитие организма. Упражнения комплекса выполняются в определённой последовательности. Начинают с упражнений, которые постепенно втягивают организм в работу, с ходьбы и легкого бега. За ними выполняют упражнения типа ” подтягивание “, на формирование осанки. Затем приступают к упражнениям, воздействующим на большие группы мышц всех частей тела( ног, плечевого пояса, живота, спины), различного рода поворотам и наклонам. За ними следуют упражнения более сложного характера. Например: движение туловища в сочетании с движениями рук и ног( приседания с движениями рук и ног, выпады с наклонами туловища и другие), которые оказывают ещё более интенсивное влияние на деятельность внутренних органов. После этого мышцам дают небольшой отдых: выполняются упражнения на расслабление.

Хорошо освоенные упражнения становятся постепенно лёгкими для занимающихся, интерес к ним снижается. Поэтому каждые 1-2 недели надо менять комплексы. Более эмоционально проходят упражнения при музыкальном сопровождении. В лагерях можно использовать аудио записи комплексов гимнастических упражнений. После утренней гимнастики нужны водные процедуры.

О времени занятий: в весенние дни – лучшее время, близкое к полудню в комнате умеренно тёплой, летом – в более раннее время, зимой – лучше перенести занятия на вечер. Время продолжительности занятий должно выбираться такое, чтобы организм не перенапрягался от 30 минут до 1 часа.

Также к внеклассной работе в школе относится массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основной задачей внеклассной работы является:

– удовлетворение потребности школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию и проявлению спортивного потенциала в различных соревнованиях, по специализации спортсмена.

Основные формы организации самостоятельной и физкультурно-оздоровительной работы:

Кружки физической культуры: создаются для повышения уровня физической подготовленности и приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кружки работают на протяжении всего учебного года. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 60 минут под руководством инструкторов-общественников из числа учителей, старшеклассников, родителей и т.п. Содержание занятий составляют различные физические упражнения( в соответствии с программой), подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее влияние на развитие детей. Кроме того в кружках проводятся подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, днях здоровья, показательных выступлениях.

Кружки по подготовке к сдаче нормативов ФОК РБ: Задача – подготовить учащихся к сдаче тех или иных конкретных нормативов комплекса. Например: ходьба на лыжах. Такой кружок организуется за 1,5-2 месяца до проведения соревнований. Затем учеников готовят к другим видам соревновательной деятельности, таким как: лыжи, лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д. Кружок работает 3 раза в неделю по 60 минут, занятия носят тренировочный характер. Содержание занятий составляют в основном упражнения и нормативы комплекса.

Спортивные секции по видам спорта: Решают задачи по специализации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в соревнованиях по этому виду и дисциплине в конкретном виде. Занятия проводят учителя или тренера, имеющие хорошую специализацию в том виде, который они преподают. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1-2 часа в соответствии с программой ДЮСШ того или иного вида спорта.

Спортивные соревнования: Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положением, программой и правилами соревнований. Для участия в соревнованиях от каждой команды тренер или представитель подаёт заявку на участие, в которой также ставится допуск врача областного Диспансера на каждого участника. Так же соревнующийся должен иметь при себе страховку и все необходимые документы, прописанные в положении.

В школах соревнования могут проводиться по самостоятельным видам спорта: подвижным играм, гимнастике, лёгкой атлетике, лыжам, конькам, а также тем программам, которые изучаются в школе. В настоящее время для учащихся младшего школьного возраста широко практикуется проведение таких соревнований, как ” Смелые и ловкие “( по программе ФОК РБ), ” Весёлые старты “( соревнования по лёгкой атлетике), ” Спортландия “( соревнования по основным разделам школьной программы) и т.д.

Массовые физкультурные мероприятия: К ним относятся Дни здоровья, физкультурно-спортивные праздники, туристические слёты и походы. Массовые мероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспитательной работы. Для большего эффекта данного мероприятия в них участвуют все учащиеся данного учебного заведения.

Непосредственное руководство по проведению мероприятий осуществляют учителя начальных и старших классов, координирует их работу и несёт ответственность за неё – директор школы. В организации и проведении таких мероприятий обязательно участвует родительский комитет учащихся.

Итак, благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

“Физическое воспитание – органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека”.

Всестороннее физическое воспитание является одной из важнейших задач общества. Важнейшим средством в достижении данной цели является развитие двигательных качеств: силы, гибкости, выносливости, ловкости, быстроты и др., которые определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека, которыми каждый человек наделён от рождения. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах, как учебной, так и спортивной деятельности. Применительно к физической культуре используют термин “физические качества”. В процессе роста и развития организма физические качества претерпевают изменения.

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, увидеть окружающих в свете своих возможностей. Но для этого, с момента рождения, нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека(7-17 лет), в течении которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни.

Изложенный процесс в данном материале является только частью всей работы педагогов. И для того, чтобы учителям познавать все остальные аспекты их профессии, они должны знать тот материал, который изложен в данной работе.

Основной путь к знаниям – это постоянное, неуклонное овладение всё более сложными профессиональными навыками, а также умение применить эти приёмы на практике. Чем более высокий уровень вы будете иметь, тем дальше вы сможете пойти по прекрасному и, к счастью бесконечному пути самосовершенствования. Это благотворно отразится на всех сторонах вашей жизни.

Практика показывает, что для того, чтобы добиться качественной основы этих принципов, необходимы долгие годы обучения.

Список литературы

1. Ашмарин Б.А. ” Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании “. Физическая культура и спорт, 1978 г.

2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. ” Теория и методика физического воспитания “. Учебник для студентов

Факультета физической культуры педагогических институтов по специальности 03.03, 1990 г.

3. Бочен М.М. ” Обучение двигательным действиям “. Физическая культура и спорт, 1985 г.

4. Богданов Г.П. ” Урок физической культуры в IV-VI классах “, 1984 г.

5. Варавко Д.В., Пузина И.И. ” Уроки физической культуры в подготовительном классе “, 2002 г.

6. Вильчковский Э.С. ” Развитие двигательной функции у детей “, 1983 г.

7. Гужаловский А.А. Ворсин Е.Н., ” Физическое воспитание в школе “, 1988 г.

8. Гужаловский А.А. ” Основы теории и методики физической культуры “. Учебник для техникумов физической культуры. Физическая культура и спорт, 1986 г.

9. Зациорский В.М. ” Физические качества спортсмена “, 1970 г.

10. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К.” Теория и методика физического воспитания и спорта “. Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений, 2001 г.

11. Ломейко В.Ф. ” Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I – X классах “, 1996 г.

12. Матвеев Л.П. ” Теория и методика физической культуры “. Учебник для институтов физической культуры, 1991 г.

13. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. ” Теория и методика физического воспитания ” Учебное пособие для студентов педагогических Институтов и педагогических училищ по специальности № 2115. ” Начальная военная подготовка и физическое воспитание “, 1988 г.

14. Платонов В.Н. ” Теория и методика спортивной тренировки “, г. Киев, 1984 г.

15. Сермеев Б.В. ” Определение физической подготовленности школьников “, 1973 г.

16. Фомин Н.А., Филин В.П. ” Основы юношеского спорта “, 1980 г.

17. Хан А.Н. ” Педагогические основы построения школьного урока

Физической культуры “. Саратов, 1975 г.

18. Хрипкова А.Г. ” Младший школьник “, 1981 г.

19. Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б., Мейксон Г. Б. ” Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре “, 1986 г.

20. Шолих М. ” Круговая тренировка “, 1966 г.

Екатерина Турова
Екатерина Турова
Мне 36 лет, меня зовут Екатерина Турова. 12 лет назад окончила СГУ, факультет туризма, сервиса и спорта. Сейчас преподаю сама. В свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием научных статей. В компании «Диплом777» работаю с 2013 года, помогая школьникам и студентам в решении любых аттестационных работ. Часто помогаю с написанием курсовых и дипломных работ, а также консультирую тех, кто пишет их самостоятельно.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜