Кроме этого ситуацию усугубляет то, что в условиях современного общества отмечается значительный разрыв между требованиями, которые предъявляются к детям и взрослым. Ребенок должен быть послушным, а взрослый инициативным и самостоятельным. Наличие контрастности между детством и зрелостью, в которой располагается подросток, затрудняет ему возможность усваивать взрослые роли и порождает большое число внутренних и внешних конфликтов» [2].
Основное новообразование подросткового возраста принято считать чувство взрослости [4]. Подростки понимают, что они уже не дети, и стремятся быстрее стать взрослым. Они хотят быть самостоятельными и независимыми, и еще больше хотят, чтобы взрослые воспринимали их как личностей.
В психологических трудах описываются типичные изменения, которые происходят в психологической сфере подростков. В этом возрасте происходит интенсивное развитие и совершенствование всех познавательных процессов. В частности, отмечается избирательность, целенаправленность восприятия, становление логической памяти, произвольного внимания и теоретического мышления [5].
Значительные преобразования происходят в эмоционально-волевой сфере подростков. В этом периоде особое развитие происходят в волевых чертах характера. Это связано с формированием настойчивости, упорства в достижении цели, умения преодолевать трудности и препятствия. Подростки отличаются от младших школьников тем, что они способны осуществлять как отдельные волевые действия, так и волевую деятельность. Они могут сами ставить перед собой какие-либо цели, сами планировать их достижение [4].
Под воздействием окружающей действительности формируется мировоззрение подростков, их нравственные убеждения и идеалы. Происходит становление и развитие моральных чувств, связанных с патриотизмом, интернационализмом, ответственностью и др. Этот период характеризуется и развитием сложных эстетических чувств, развитием эстетического восприятия окружающей действительности [3].
Характерная особенность подросткового возраста — преобразование мотивационной сферы подростков. Максимальную яркую выраженность приобретает познавательная потребность. При этом она ориентирована как на окружающую действительность, так и на самого себя. В стремлении познать окружающую действительность, подростки испытывают интерес к различным видам деятельности и явлениям. В результате происходит формирование его личностных и профессиональных интересов. Подростки, эмоционально вовлеченные в процесс овладения окружающей действительностью, проявляют нравственное отношение к явлениям, которые находятся в фокусе внимания. Таким образом происходит формирование жизненных идеалов, убеждений, мировоззрения и, как результат, направленность и характер личности [5].
Для обеспечения эффективности получения результатов в ходе формирования у учеников ценностного отношения к Родине необходим учет определённых требований, предъявляемых к общеобразовательной программе школьного обучения.
Особенности формирования у школьников ценностного отношения к Родине являются:
— насыщение процесса обучения всевозможными моделями ценностного отношения, включение учеников в общественно-полезную деятельность и развитие мотивов бескорыстного участия в ней; развитие способности к осмыслению и рефлексии собственной системы ценностей. Это способствует актуализации таких методов формирования ценностных отношений, как, метод моделирования воспитательных ситуаций, метод дискуссии и метод включения учеников в деятельность социальных проектов;
— использование каждого компонента структуры ценностного отношения к Родине, к которым относятся: когнитивный компонент (осмысление отношения к Родине и его проявлений в деятельности: беседы, сообщения на патриотическую тематику, проведение литературных кружков и т.д.); эмоциональный компонент (моделирование ситуаций, способствующих переживанию учениками чувства гордости, любви к своей Родине, уважению к ее истории, мужества и храбрости патриотов. Большую роль для этого играет художественная литература); мотивационно-поведенческий компонент (проявление воли в части патриотических действий и культура межэтнических отношений (трудовая, спортивная, туристическая работы, встреча со знаменитыми людьми и ветеранами).
Таким образом, для обеспечения эффективности формирования у школьников ценностного отношения к Родине, должны быть спроектированы педагогические условия в структуре образовательного процесса школы.
Формирование у школьников ценностного отношения к Родине (семье, здоровью, природе, труду, культуре, жизни)
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.