В результате рассмотрения вариантов доставки подсолнечного масла из города Бердск в город Архангельск, а также анализа данных приведенных в таблице 5, можно сделать вывод, что для перевозки данного груза стоит выбрать вариант доставки автотранспортом, так как он обладает наименьшими удельными суммарными приведёнными затратами (636109,2 руб.) по сравнению с другими вариантами доставки груза.
4. Информационные основы управления транспортировкой в цепи поставки
В ходе выполнения работы были сделаны выводы, что доставка груза автотранспортом является наиболее выгодной. Рассмотрим, какие способы существуют для улучшения доставки груза автомобильным транспортом.
Эффективным решением проблемы за местонахождением и перемещением автотранспортных средств, а также техническим состоянием является контроль (мониторинг) транспорта.
Подобные системы помогают на практике решать большой объем задач. Они позволяют: посредством мониторинга выявлять точные координаты дислокации автотранспортного средства, его скорость перемещения, расход горючего; осуществлять систематизацию сбора статистики для оптимизации разработки оптимальных конфигураций маршрутов; оказывать содействие в обеспечении безопасности; вести контроль соблюдения графика передвижения транспортного средства.
Типы систем контроля автотранспорта
— GPS-трекеры и маяки Автомобильный трекер — специальное устройство, которым может быть оснащено транспортное средство в целях контроля его перемещений, а также отслеживания его точки местоположения посредством функциональных возможностей модулей GPS/ГЛОНАСС. Полученные данные передаются через GPRS-канал отправившему запрос пользователю.
— Системы технического контроля автотранспорта (системы бортовой диагностики). Термин «бортовая диагностика» (OBD) напрямую связан с понятием самодиагностики транспортного средства. OBD наделяет автомеханика или самого владельца доступом к ценным данным о функционировании узлов транспортного средства. Впервые системы бортовой диагностики появились в конце 60-х годов прошлого столетия, и их функционал тогда был несоизмеримо меньше, нежели сейчас. Так, если на борту машины возникала какая-то неполадка, подавала сигнал лампа-индикатор, сообщавшая лишь о самом факте наличия проблемы, но не прояснявшая, где именно кроются ее корни. В наши дни устройства OBD используют стандартный цифровой разъем, который передает информацию в режиме онлайн параллельно с самими кодами технических неисправностей.
— Телематические (интеллектуальные) системы контроля автомобильного транспорта. Создание и внедрение телематических систем в последние годы стало одним из главных трендов в автомобилестроении. Такие комплексы часто называют интеллектуальными системами, так как помимо сбора информации они проводят ее анализ и даже дают некоторые рекомендации. Как правило, контроль автотранспортных средств подразумевает под собой сбор и анализ данных не только о перемещениях и месте нахождения, но также о скорости, расходе топлива, состоянии тормозных колодок, текущем давления в шинах и т.д. Это позволяет существенным образом снизить эксплуатационные издержки и оптимизировать процессы.
Телематическое оборудование чаще всего представлено небольшим прибором, внешне чем-то напоминающим USB flash drive. Устройство интегрируется в OBD-разъем автомобиля. Как правило, системы мониторинга и контроля автотранспорта имеют трехзвенную структуру: приборы спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS; датчики уровня потребления топливной смеси; дополнительное оборудование — датчик пассажиропотока, цифровую видеокамеру и т.д.
Принцип работы систем мониторинга и контроля транспорта состоит главным образом в отслеживании как пространственных, так и временных координат ТС. Существует два пути мониторинговой активности: онлайн-передача данных; офлайн-передача данных (информация считывается с устройства слежения и анализируется после прибытия ТС в диспетчерскую). В первом случае в авто устанавливается мобильное устройство, состоящее из приемника спутниковых сигналов, модуль резервации и трансляции координат. Последний передает информацию посредством сотовых сетей. Второй тип систем не предполагает наличия в устройстве контроля GSM-модуля, что позволяет экономить на услугах мобильной связи. Наиболее продвинутыми считаются комплексы, оснащенные сверхчувствительными трехмерными акселерометрами (G-сенсорами), а также виброакустическими датчиками, позволяющими установить факт ДТП и избежать ложных срабатываний. В отличие от традиционных акселерометров, телематические комплексы способны однозначно определить, получено ли повреждение из-за неблагоприятно воздействия факторов окружения (к примеру, ямы на дороге) или имело место незначительное дорожно-транспортное происшествие.
Таким образом, выбранный вариант доставки груза позволяет отслеживать перемещение груза, скорость транспортного средства и многие критерии, с помощью существующих систем контроля автотранспорта. Это позволяет улучшить качество доставки груза.