Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование стереотипов посредством телевидения

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Стереотипы на телевидении могут применяться осознанно для манипуляции сознанием зрителей. При этом телевидение внедряет в сознание людей ряд ценностей в виде системы стереотипов – стандартов поведения, социальных мифов, политических иллюзий. Развитие стереотипа человека-приобретателя, богатого и процветающего индивида – черта телевизионной рекламы [Лукьященко 2015, 17].
Утверждения манипуляторов – ведущих и журналистов – не во всех случаях совпадают со стереотипными. Эти люди могут прикрывать свою манипуляцию высказываниями, которые противоречат стереотипам. На российском телевидении в 1990-х гг. один из участников движения «Демократическая Россия» А. Мурашев высказывался за бойкотирование советско-американских переговоров, по его мнению, они помогали «коварным» планам США. Этот политик, выступая против поездки Дж. Буша в Москву, сказал следующее: «Если все же Буш пойдет на нее, демократы проведут в Москве манифестацию под лозунгом: «Буш – пособник коммунистов!»» [Кара-Мурза 2004, 451]. Как мы видим, одной из черт такого приема может являться абсурдность.
В содержании телевизионных СМИ сегодня часто встречаются этностереотипы (национальные стереотипы). Под таковыми понимаются представления о складе ума, психологии, поведении людей определенного этноса [Дьяконов, Серова 2017, 92-93].
Национальные стереотипы отличаются своей упрощенностью, односторонностью, часто – искаженностью [Малахов 2018, 146].
М.Ю. Дьяконов и А.С. Серова отмечают, что для жителей России в данный момент актуальным является национальный вопрос. Средствами массовой информации весьма эмоционально и драматизировано был сформирован и поддерживается стереотип «лиц кавказской национальности»: это люди с южным типом внешности, акцентом; они громко разговаривают, могут вызывающе себя вести; к ним необходимо относится с подозрением и опаской; они являются причиной ряда экономических и социальных трудностей в стране [Дьяконов, Серова 2017, 93].
Важно отметить, что в телепрограммах может встречаться стереотипизированное представление «лиц кавказской национальности», основанное на всех вышеперечисленных аспектах (голос, внешность, манера поведения, общения и так далее) или только на части из них. Наиболее ярким и действенным при создании стереотипа является акцент на внешности и поведении уроженцев кавказского региона [Гаджимурадова 1998, 45].
Еще один яркий этностереотип – восприятие людей еврейской национальности как индивидов, которые наделены хитростью, коварством, упорством, трудолюбием, желанием заработать как можно больше и так далее [Дьяконов, Серова 2017, 93].
Следующий стереотип, часто встречающийся в содержании телевизионных СМИ – гендерный. Он раскрывается в распространенных представлениях об особенностях и поведении мужчин и женщин, обусловленных историческими и общественными причинами [Ажгихина 2018, 78].
Важно отметить, что содержание и степень выраженности гендерных стереотипов в разных культурах и в разные временные периоды различаются, что, конечно, отражается на содержании средств массовой информации [Вепрева, Сюй 2018, 107-108]. По мнению Л.А. Кохановой, С.Б. Головко и Ю.Е. Черешневой, в СМИ России до 1917 г. был популярен образ женщины-патриархальной матери, хозяйки салона, добропорядочной христианки [Коханова, Головко, Черешнева 2018, 38].
В период существования СССР, из-за идей о большой роли женщин в обществе, господствовал стереотип «женщины-работницы и матери». Она могла трудиться на тяжелом производстве, поддерживать серьезный разговор, заниматься домашними делами, растить детей [Там же]. С появлением и распространением телевидения в 1950-х гг., в нашей стране этот стереотип активно распространялся уже при помощи телепередач.
Стереотипы часто используются и сегодня в случаях, когда речь заходит о ролях мужчин и женщин. К примеру, не так давно популярность приобрел такой вид спорта, как мужская художественная гимнастика. Эта дисциплина вызвала бурные обсуждения (в том числе в телевизионных СМИ) в контексте существования устоявшегося стереотипа о том, что художественная гимнастика – спортивно-художественная дисциплина, предназначенная только для женщин [Ткачук, Дюсенова, Соболев 2016, 161-162].
Таким образом, процессу создания и поддержания ранее сформированных стереотипов телевидением присуща своя специфика, которая основывается, главным образом, на психологии формирования и удержания телевизионной аудитории.

Picture of Арина Потапова
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.