Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование системы населенных пунктов в связи с развитием торговых водных путей

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В это же время — с конца ХVI-ХV веков, судя по имеющимся документам, широкое распространение получили поездки новгородцев на своих судах до Нарвы и Ревеля, а также практика найма ими немецких судов в этих городах для перевозки товаров в Новгород. Помимо этого, известны и заморские плавания русского купечества на иностранных кораблях в страны Балтийского региона. Всё это создавало прочные предпосылки для развития российского мореплавания на Балтике [11].
Сопоставление данных письменных источников и результатов экспериментов по моделированию средневековых плаваний на копиях древних судов викингов, показало, что на прохождение исторического пути из Центральной Швеции до устья Невы, мимо Аландских островов, юго-западного побережья Финляндии к Эстонии и далее вдоль южных берегов Финского залива при круглосуточном плавании и попутном ветре требовалось 5-7 суток. В случае только дневного плавания с ночными стоянками, этот же маршрут занимал около двух недель. Неблагоприятные погодные условия могли увеличить время этого путешествия еще на неделю. Таким образом, морской участок пути преодолевался в среднем за одну-две недели плавания.
Дальнейшее путешествие от устья Невы до Ладоги занимало от четырёх до пяти, а до Новгорода — 9-12 суток, в условиях преимущественно дневного плавания по рекам против течения. Таким образом, весь маршрут из Средней Швеции в Верхнее Поволховье составлял обычно две-три недели.
Обратный переход, к шведским берегам, при прохождении речных участков вниз по течению, требовал соответственно, опять же при благоприятных обстоятельствах, от Ладош около недели — десяти суток и от Новгорода десяти-тринадцати суток. В среднем же он занимал полторы-две с половиной недели.
Данные, полученные в результате экспериментов, свидетельствуют о значительных вариациях в суточной проходимости судов в зависимости от режима плавания, навигационных и погодных условий. Все это исключало возможность существования строгой этапности в движении по водному пути, остановки на котором в раннесредневековый период делались преимущественно в ключевых пунктах, где происходило изменение условий плавания — у порожистых участков, при выходе в озера н море и, наоборот, при входе в реки, после морского и озерного путешествия.
На основании археологических и письменных источников можно выделить несколько периодов эксплуатации Волховско-Ладожско-Невского пути.
Архаический период относится к эпохе раннего железного века. Он характеризуется вероятными локальными сообщениями по Волхову, в пределах ареала культур этого времени, поселения которых зафиксированы в ключевых пунктах этой реки.
Русско-варяжский период продолжался с середины VIII до конца XI века. Для этого времени на трассе пути прослеживаются два крупных поселенческих массива в Верхнем и Нижнем Поволховье, сформировавшиеся уже в конце VIII-Х вв. и места торговых стоянок у устья Невы. В этот период Волховско-Ладожско-Невская магистраль является важнейшим участком трансконтинентальных торговых путей. На всем ее протяжении формируется система организации судоходства и контроля, которая в западной части пути — от устья Невы до Нижнего Поволховья, возлагалась русскими князьями на скандинавов, размещавшихся в Ладоге, а на Волхове на местное население.
Если на первом из этих участков сообщение осуществлялось на морских скандинавских кораГхлях, то на втором, особенно начиная с X в., преимущественно, на малых килевых, однодревных и плоскодонных судах.
В следующий, новгородско-ганзейский период, длившийся с XII в. до начала XIV в., Волховско-Ладожско-Невский путь постепенно переходит под непосредственный контроль Новгорода. На начало этого периода — XII в. — приходится активизация новгородского мореплавания, связанного с готландской и немецкой торговлей, но к концу этого столетия оно постепенно затухает. Позднее морские грузоперевозки осуществлялись на ганзейских кораблях, которые, вероятно, могли доходить до Ладожского поселения. В сферу обслуживания русских лодочников, помимо Волхова, постепенно переходит участок пути по Ладоге и Неве [5].
Новгородский период продолжался с начала XIV в. до конца XV в. Основание Орешка, разграничение владений Новгорода и Швеции, заселение побережья Невы привело к усилению системы контроля на западном участке пути и превращению Невы в место базирования флота, что позволило русским судовладельцам обслуживать участки торговых путей и участвовать в военно-морских операциях в Финском заливе. Для этих целей, вероятно использовались преимущественно, килевые суда средних размеров с уплощенным днищем и прямым парусом.

Picture of Филипп Марков
Филипп Марков
Меня зовут Филипп Марков. Я окончил КГУ, обучался на естественно-географическом факультете. Сейчас преподаю географию и экономическую географию в вузе. В свободное время подрабатываю в компании «Диплом777». На сайте зарегистрирован более трех лет. Люблю эту работу за то, что не привязан к определенному месту и могу обучать студентов из любой точки страны.