Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование российской модели смешанной экономики

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Эта неоднозначная ситуация была выражена в VI Съезде народных депутатов России, который раскололся на сторонников и непримиримых противников Президента и правительства. В результате чего появились противоречащие друг другу документы в виде: Постановления «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», где правительственная политика признавалась неудовлетворительной и высказана необходимость внесения коррективов, без которых дальнейшее продолжение реализация политики невозможно, и «Декларации о поддержке экономической реформы», которая одобряла действия государственных руководителей.
Неоднозначное отношение к рыночным изменениям (очень нужным, но в то же время довольно болезненным) предсказуемо в данном случае, и может продолжаться и далее. Между тем, важно понять, насколько «дорого» будет возвращение в рамки цивилизованной экономики и насколько такую социальную цену можно соизмерить с ожидаемым благом.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует провести сравнительный анализ между социальными издержками нашей страны, которые сопутствуют разворачивающейся реформе, и трудностями, которые имеют другие страны в рамках «реального социализма», то есть, зашли в тупик и стараются пойти по пути мировой цивилизации. Подобные усилия еще в 1949 г. начала предпринимать, только без особых успехов, Югославия, а в 1956 г. Польша и Венгрия пытались встать на путь реформ, однако на такие попытки советское руководство ответило недовольством и в некоторых случаях – вооруженной интервенцией. К кардинальному экономическому обновлению приступили только после революционных перемен в 19891990 гг. во всех государствах Восточной Европы. Тем не менее, в силу того, что страны имели внутриполитические и исторические особенности, данный процесс происходил по-разному. Метод шоковой терапии бы использован в Югославии, Польше и Чехо-Словакии. Постепенная реорганизация хозяйственного устройства происходит в Албании, Румынии и Болгарии, в странах с сохраненной властью номенклатурной элиты.
Метод шоковой терапии представляет собой систему взаимосвязанных мер социального и экономического плана, которые направлены на полный переход к рыночной экономике от командной, в сроки от двух до трех лет, то есть в относительно сжатый период. По сути, данный метод похож скорее на «хирургию», че на «терапию». Здесь подразумевается отмена субсидий со стороны государства для нерентабельных и низкорентабельных предприятий, освобождение розничных и оптовых цен, стабилизация денежной единицы, укрепление кредитно-финансовых принципов, демонополизация производства и т.д., при замене предшествующей системы социальной защиты на новую, более гибкую и эффективную.
Моментальное изменение старых моделей хозяйствования обусловливает глубокий разлад механизмов общества – социальных, денежно-кредитных, производственных и распределительных. Это приводит к кризису, который выражается в увеличении инфляции и безработицы, а также в уменьшении благосостояния большей части населения. В процессе кризиса многие плохо приспособленные элементы экономики «отмирают». Однако как только начинают работать рыночные рычаги, которые представляют собой конкуренцию и баланс предложения и спроса, цены стабилизируются, формируются новые соотношения территориальной и отраслевой структур, увеличивается темп долгосрочных вложений капитала, восстанавливается экономический рост и повышается общий уровень жизни населения.
Таким образом, выглядит операция, изложенная в теории. Однако при практическом применении возникает множество несоответствий, которые или тормозят, или осложняют нормальный ход развития кризисного периода. Особая проблема заключается в готовности и способности большей части населения выдержать метод шоковой терапии без «анестезии». Возникают, по меньшей мере, недовольства, которые могут выражаться в каких-либо действиях, мешающих государству проводить шоковую терапию. А так как во многих странах бывают силы, группы, которые не заинтересованы в каких-либо изменениях, или желают использовать создавшуюся ситуацию в своих целях, указанные проблемы становятся довольно опасными.
Необходимо рассмотреть, как проходят такие процессы в других странах. Прежде всего, стоит отметить, что ни в одном государстве не обошлось без резкого скачка инфляции. Так, Югославия и Польша, которые отличались инфляционными тенденциями, после того, как либерализовались цены (в 1988 и в 1989—1990 гг. соответственно) имели, в итоге, десятикратное ускорение темпов инфляции. Тем не менее, в Польше, в которой началась повсеместная приватизация в 1990 г., уже в 1991 г. рыночные механизмы обеспечили уравнивание инфляционной волны. Что касается Югославии, процесс приватизации здесь начался гораздо позже. Даже отсутствие индексации оплаты труда не помогло в сдерживании инфляции. Однако гражданская война разрушила весь процесс реформы. В Чехо-Словакии, в которой либерализация цен осуществлялась вместе с приватизацией, инфляция оказалась довольно низкой. В Венгрии, которая комплексно осуществляла реформы, темпы роста цен выглядели наиболее умеренными (табл. 1).

Picture of Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.