Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Послепроизвольное внимание как вид внимания введен отечественным психологом Н.Ф. Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает тогда, когда в деятельности, направленной на достижение цели, для личности приобретает значение не столько результат и содержание деятельности, сколько сам процесс осуществления деятельности. Процесс деятельности настолько увлекает субъекта, что ему уже не нужны значительные волевые усилия для того, чтобы направлять и удерживать свое внимание. Послепроизвольное внимание возникает впоследствии произвольного, но не предъявляется разновидностью непроизвольного внимания, т.к. обусловлено сознательно выдвинутой целью.
Внимание определяется разными качественными проявлениями, называемыми свойствами. Главными из них предъявляются устойчивость, переключение, концентрация, распределение и объем.
Объём внимания определяется количеством объектов, едино моментно располагающимися в зоне внимания человека, в единицу времени. Выявлено, что при восприятии множества простых объектов, таких как буквы, цифры и т.п. в интервале времен и 0,07-0,1 секунды объем внимания у обычного человека равняется в среднем 5-7 элементам, невзирая на то, какие это объекты, буквы, слова или картинки.
У ребят дошкольного возраста объём внимания не более 3-4 объектов, а у многих детей и того менее. Маленький объём внимания не разрешает малышу одновременно сосредоточиться на нескольких предметах, удерживать их в сознании. Установлено, что объём внимания в дошкольном возрасте плохо поддается педагогической коррекции, поэтому воспитателю преимущественно следует учитывать недостаточный объём внимания воспитанников. Он будет постепенно увеличиваться по мере становления детского мозга. Основным обстоятельством увеличения объема внимания представляется систематизация, классификация информации, предъявление ее крупными группами.
Устойчивость внимания связана со способностью удерживать нацеленность сознания на конкретный объект. Самым главным условием устойчивости внимания считается способность открывать в предмете, вызвавшем процесс сосредоточенности, новые характеристики и свойства.
Устойчивость внимания проявляется в ситуации, когда человек поглощен определенной деятельностью, увлечен ею, сконцентрирован на предмете в преобладающей степени и не отвлекается на второстепенные раздражители. Устойчивости внимания присуща продолжительность действия, высокая степень сосредоточенности на протяжении достаточно длительного времени. Устойчивость внимания определяется спецификой объектов, вызывающих целенаправленность и концентрацию активности человека при направленном сосредоточении.
Одной из динамических особенностей внимания предъявляются его колебания. Под колебаниями внимания имеются в виду периодические кратковременные непроизвольные перемены в интенсивности внимания. Подобное изменение заканчивается лишь тогда, когда вокруг субъекта внимания появляется более обширный контекст какой-либо умственной задачи, например, сделать попытку наполнить мебелью представляемую комнату.
Распределяемость внимания связана со способностью сосредотачивать сознание на двух или более различных объектах одновременно. Наивысшая степень рассредотачивания внимания предъявляется одним из непременных обстоятельств результативности передовых видов труда.
Концентрация внимания обусловлена способностью сосредотачиваться на объекте внимания, связанной с процессом погружения в деятельность. Бывает, что человек настолько поглощен исполнением какого-то дела, настолько погрузился в чтение книги или размышление, что ничего не замечает вокруг. При сниженной концентрации восприятие от предмета становится расплывчатым и нечётким. Причин, вызывающих сниженную концентрацию внимания много.
У современных дошкольников подобной причиной становится чрезмерный просмотр телепередач, и длительное время пребывания за компьютером. Объясняется это следующим обстоятельством. Надо понимать, что мелькание кадров диктует необходимость поверхностного взгляда, потому что концентрированный взгляд при таких условиях может вызвать перенапряжение глаз, сосудов, и даже головную боль. В случае, когда ребята много смотрят телевизор, у них достаточно быстро появляется поверхностный взгляд, влекущий и «поверхностное» внимание, котором они, сами того не осознавая, пользуются и в иных ситуациях, хотя там требуется концентрация внимания.
Переключение внимания — это намеренный переход с первого объекта на иной, от одной работы к иной от первого воздействия к другому. Разница меж отвлечением и переключением в осознанности последнего [3].
Таким образом, возможно сделать вывод, собственно, что внимание представляет собой целенаправленное сосредоточение сознания на каком-нибудь предмете, явлении или же работы. Внимание тесно взаимосвязано со всеми сенсорными и умственными процессами. Для исследования внимания разработано много способов. Определены различные классификации видов внимания. По характеру возникновения и по способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Существует ряд обстоятельств, облегчающих, либо затрудняющих способность концентрироваться и удерживать внимание на определенном объекте, делящихся на внутренние и внешние.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.