Недостаточное развитие коммуникативных качеств у муниципальных служащих, выражающихся пониженным вниманием к потребностям граждан, приводит к той значительной разнице в оценках деятельности работников административного аппарата со стороны муниципальных служащих округа и со стороны его жителей. Если в основе высокой оценки муниципальных служащих предусмотрено субъективное представление о их деятельности, то в основу низкой оценки жителей округа заложено представление о деятельности работников административного аппарата с объективной точки зрения с учетом конкретных результатов деятельности администрации.
Наблюдается недостаточное использование технологического ресурса местного самоуправления при постановке и согласовании управленческих целей, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные направления использования технологического ресурса местного самоуправления
На основе применения комплексного подхода к стратегии планирования, в том числе в условиях ограничения собственных финансовых ресурсов, муниципалитет имеет возможность консолидировать все имеющиеся потенциальные ресурсы для достижения стратегических целей.
Информационным базисом при анализе доступных для муниципального округа ресурсов являются его основные факторы социально-экономического развития, которые различны в зависимости конкретной ситуации.
— количество и структура предприятий торговой сферы, тенденции развития товарооборота, достаточность товара;
– образовательные и научные ресурсы, обеспечивающие подготовку кадров, вовлечение молодых граждан в экономическую деятельность муниципального образования;
– структура предприятий жилищно-коммунального хозяйства и содержание их основных функций, качество оказания услуг в данной сфере, доступность и обеспеченность жилья;
– развитость социальной сферы муниципального образования, доступность сферы услуг;
– экологическая обстановка муниципального образования;
– развитость системы здравоохранения, оказывающей непосредственное влияние на трудовые ресурсы муниципального округа, характеризуется количеством лечебных заведений, качеством оказываемых медицинских услуг, уровнем заболеваемости и смертности;
– культурный потенциал муниципального округа, структура его культурных учреждений;
– туристическая инфраструктура муниципального округа;
– развитая спортивная деятельность муниципального округа;
– роль муниципального округа в стране, его сотрудничество с другими муниципальными органами, репутация.
На основании всех вышеизложенных факторов можно сформировать имеющийся у муниципального округа образ, дающий полное понимание его приоритетных с экономической точки зрения сторон. Для определения главного стратегического направления развития ресурсов в округе требуется учитывать сложную систему факторов, условно подразделяющихся на три основные группы:
1. Внешние факторы, которые характеризуют вертикаль приоритетов развития экономики в глобальном и региональном масштабах и объединяют явления и процессы, оказывающие то или иное влияние на целевую стратегию экономического развития муниципального округа.
2. Внутренние факторы, позволяющие выстроить финансовое управление таким образом, как это необходимо самому муниципальному округу.
3. Субъективные факторы, выраженные целевыми предпочтениями населения.
Первым шагом в вопросе определения целей развития муниципального округа является сжатое суммирование основных результатов, которые получены при анализе внутренних факторов округа, влияющих на его социально-экономическое развитие.
Сопоставление основных позитивных и негативных черт развития экономики муниципального округа позволяет произвести сравнение полученных результатов с тенденциями, присущими общемировым, национальным и региональным экономикам. Подобный анализ дает возможность выбрать экономическую стратегию округа, наиболее подходящую для него.
Стратегия экономического развития муниципального округа позволяет сконцентрировать внимание на ключевых ресурсах и целях экономического развития округа, а также выбрать ограниченное число основных направлений экономической деятельности, ведущих к определенному конечному результату и наибольшей эффективности в достижении поставленных целей. Таким образом, комплексная работа по управлению финансами муниципального округа, подкрепляемая данными его комплексного анализа, способствует его развитию и росту самостоятельности, уменьшению зависимости от государства. В целом же распределение обязанностей финансового управления по регионам позволяет муниципальным органам двигаться в том направлении экономической деятельности, которое необходимо именно им, что дает возможность каждому региону развиваться в зависимости от того, насколько качественной является деятельность, ведущаяся органами местного самоуправления.