Нет точных сведений о создании Боярской Думы, однако первые упоминания можно найти в летописях конца X века. Во время правления Киевского князя Владимира существовал некоторый круг людей, которые образуют совет при князе. С ними он решает разные вопросы по военным делам и устройству земли. Советники — это дружина князя, которая находятся постоянно при правителе. Дружина, во всем помогавшая князю, проживала первоначально на княжеском дворе (гриднице) на полном содержании князя. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»).
Каждое утро члены Боярской Думы собирались, чтобы обсудить насущные вопросы: отношения с соседями, суды и наказания, торговые дела с иноземцами, заключения договоров, гражданские вопросы. В древних источниках мы не можем найти информацию о каком-либо совете бояр как постоянном государственном учреждении, однако существуют мнения, что такой совет был и до князя Владимира. С момента принятие христианства в совете при князе появляются новые лица, высшее духовенство, однако они не играли никакой значительной роли в принятии важных государственных решений. Также в определенных ситуациях в думу звали и городских старцев (земских бояр). Такая практика продлилась не долго, позднее их присутствие было ликвидировано.
Таким образом, после правления Владимира Боярская Дума обретает более конкретные черты и имеет в своем составе только представителей одного сословия — бояр. Общественное мнение того времени абсолютно доверяло боярскому совету и придавало ему большую политическую значимость. Княжеское управление считалось хорошим в том случае, если князь находился в постоянном сотрудничестве со своей дружиной.
В XII-XIV вв. состав Боярской Думы при князе трансформируется. На юго-западных русских землях наряду с боярами в думу входят представители местной власти – воеводы, тысяцкие. А в северо-восточной Руси общественные отношения складываются несколько иначе. Здесь в совет князя входят бояре-начальники из отдельных подразделений дворцовой администрации. Понятно, что такая Боярская Дума имела переменчивый характер из-за часто сменяющихся лиц. В основном заседания носили только формальный характер, решение князя было уже принято, и бояре становились просто свидетелями выдачи какого-либо распоряжения или указа.
В условиях становления единого государства традиционные договорные отношения между князем и народом сменяются на подданство. Уже Иван III (1462–1505 гг.) рассматривает отъезды бояр как государственную измену. Власть московского князя становится верховной, полной и общепризнанной. На характер формирующегося единого государства и общерусской власти оказали влияние более чем 200-летний период зависимости Руси от Золотой орды и влияние византийских традиций, усилившихся после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог в 1472 г. На Руси в кон. ХV– ХVI вв. шла постоянная борьба двух традиций в политической организации общества. Собственно русское начало обычно увязывалось с политической линией Ивана Молодого (сына Ивана III от первого брака) и его сына Дмитрия, а восточно-византийская традиция с Софьей Палеолог и Василием III (сыном Ивана III от брака с Софьей Палеолог).
Формирование и функции боярской думы 15-16 века
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.