В целом, каждый из указанных подходов к пониманию доходов и расходов бюджета имеет свою ценность и позволяет увидеть разные грани дефиниции бюджета. В то же время более рельефно признаки и особенности доходов и расходов бюджета могут быть выявлены в процессе их классификации. В связи с этим целесообразно рассмотреть систему классификации доходов и расходов бюджета.
1.2. Законодательные основы формирования бюджета
В условиях развития бюджетного процесса и бюджетной системы в России особую значимость приобретают вопросы формирования доходов и расходов федерального бюджета. Согласно действующему законодательству доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетными полномочиями России, законодательством о налогах, сборах и иных обязательных платежах, бюджетным законодательством.
Участниками формирования доходной части федерального бюджета выступают:
физические лица и организации − плательщики сборов, налогов и иных платежей в бюджеты;
кредитные организации и учреждения Центрального Банка России;
органы Федерального казначейства;
администраторы поступлений;
Министерство финансов России.
Формирование доходов федерального бюджета осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. На этапе разработки проекта бюджета оно основано на бюджетных полномочиях органов власти.
Бюджетные полномочия предполагают возможности органов государственной власти формировать доходы и осуществлять использование средств. Данные полномочия установлены Бюджетным кодексом России и иными нормативно-правовыми актами [11, с. 46]. Перечень нормативно-правовых основ, устанавливающих полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджета представлен в Приложении Б. Таким образом, права федеральных органов власти позволяют сформировать доходы федерального бюджета России.
Бюджетные полномочия органов власти формируются на базе принципов построения бюджетной системы России: единства; самостоятельности; разграничения доходов бюджетов между бюджетами бюджетной системы России; равенства бюджетных прав муниципальных образований, субъектов России; достоверности; полноты отражения доходов бюджетов; единства кассы [11, с. 48]. На основе указанных принципов и в соответствии с бюджетными полномочиями федеральных органов власти происходит формирование федерального бюджета на этапе разработки проекта бюджета, выражающееся в планировании показателей доходов.
На этапе рассмотрения и утверждения федерального бюджета Государственной Думой Российской Федерации может производиться корректировка показателей доходов. При этом, далеко не все показатели могут быть изменены. Так, к примеру, при утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума Российской Федерации не вправе увеличивать доходы и дефицит бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства России.
На этапе исполнения бюджета формирование доходов проходит четыре стадии.
Первая стадия − перечисление и зачисление доходов на единый счет, открытый органами Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Налогоплательщики обязаны в полном объеме и своевременно перечислять платежи в доходы бюджета, предоставив в банк соответствующие платежные документы. Налоги и сборы согласно действующему законодательству признаются поступившими в бюджет с момента их зачисления на единый счет бюджета. В функции органов Федерального казначейства входит учет всех поступивших сумм по всем видам платежей и налогов [11, с. 48].
Вторая стадия − распределение в соответствии с Бюджетным кодексом России, утвержденным бюджетом доходов между различными уровнями бюджетной системы. Полномочия по распределению поступлений также возложены на органы Федерального казначейства.
Распределение доходов осуществляется по действующим нормативам отчислений от налогов и сборов согласно налоговому и бюджетному законодательству. Несмотря на наличие утвержденных нормативов, на практике довольно часто имеет место их изменение.
Третья стадия − перечисление излишне распределенных сумм, зачет (возврат) излишне взысканных или излишне уплаченных сумм, а также процентов за несвоевременное осуществление возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы России. При этом органы Федерального казначейства осуществляют, при необходимости, перечисление средств, необходимых для осуществления такого зачета (уточнения, возврата) [11, с. 49].
Четвертая стадия − учет доходов и составление отчетности о доходах бюджетов.
Рассмотрев формирование доходов Федерального бюджета, далее охарактеризуем формирование расходов. Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации.
Процесс формирования расходов бюджетов можно представить как длинную цепочку последовательных действий, в которой первым звеном выступает составление бюджета и определение бюджетных позиций по расходам и доходам. Далее осуществляется утверждение бюджета Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом России. Затем происходит исполнение бюджета по расходам и доходам. Последним звеном выступает составление и утверждение представительным Государственной Думой закона об исполнении бюджета.
Наиболее важные стадии бюджетного процесса РФ представлены на рисунке 1.1.
Стадии бюджетного процесса
Разработка проекта бюджета
Утверждение проекта бюджета
Исполнение бюджета
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении
Формирование федерального бюджета в текущем 2019 и плановом 2020-2021 периоде
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.