Наряду с концепцией оптимизации ассортимента используется термин гармонизация ассортимента. Последнее предполагает количественные и качественные изменения в структуре ассортимента, направленные на объединение реального и оптимального ассортимента. В то же время в качестве оптимального ассортимента можно признать самые успешные отечественные и зарубежные магазины, близкие по формату к вашему магазину. [5]
Для внутреннего розничного рынка гармонизация ассортимента является довольно новым направлением в деятельности ритейлеров, и это относится, прежде всего, к крупнейшим игрокам рынка, которые стремятся сформировать свой ассортимент, принимая за стандарт диапазон крупных известных зарубежных магазины.
Выбор в пользу того, в каком направлении оптимизировать ассортимент, во многом зависит от социально-экономических условий в стране. В условиях позитивного экономического развития ассортимент магазина, как правило, оптимизируется за счет его расширения и частых обновлений. В условиях кризиса, наоборот, ассортимент оптимизируется за счет сокращения и довольно редких обновлений. [14]
Такой подход к оптимизации ассортимента магазинов объясняется тем, что в условиях стабильного экономического развития и экономического роста, которые сопровождаются увеличением доходов населения и доходов корпораций, покупательская способность как населения, так и предприятий растет , что требует от магазинов расширения ассортимента с целью удовлетворения растущего спроса. Более того, в контексте экономического роста, когда производственные компании обладают значительными ресурсами, они могут осуществлять ряд мероприятий по разработке и сбыту новых продуктов, что делает это необходимым, наряду с расширением ассортимента, для осуществления его ( или его часть) систематическое обновление. [13]
В условиях кризиса наблюдаются обратные процессы: доходы населения, прибыль предприятий и инвестиционные бюджеты сокращаются, потребительский спрос падает, поэтому магазины сталкиваются с проблемой продажи товаров. В таких условиях многие магазины, чтобы пережить кризис и остаться на рынке, вынуждены сокращать свой ассортимент и не могут позволить себе часто обновлять его, так как введение в структуру ассортимента новых товаров — это всегда риск, и в условиях ограниченных финансовых ресурсов магазины опасаются идти на риск. [12]
Ассортимент продукции (товарная номенклатура) — это совокупность всех видов продукции, выпускаемой и предлагаемой на рынке.
Тип продукта — это конечный продукт производства с определенным функциональным назначением и названием.
Виды товаров делятся на товарные группы в соответствии с функциональными характеристиками, качеством, ценой и т. Д.
Каждая ассортиментная группа состоит из ряда ассортиментных позиций (моделей, брендов, размеров), которые формируют самый низкий уровень классификации [11].
Основными характеристиками ассортимента являются широта, насыщенность, глубина и гармония.
Широта ассортимента продукции — это количество групп товаров, производимых и реализуемых организацией (предприятием).
Насыщенность ассортимента продукции — это общее количество единиц товара во всех товарных группах [7].
Глубина ассортимента продукции выражается количеством позиций (моделей, предложений) каждого отдельного товара в ассортиментной группе.
Гармония (сопоставимость, сбалансированность) ассортимента продукции — это соотношение товаров разных товарных групп с точки зрения их функционального назначения, требований к организации производства и маркетинга [6].
Существует четыре основных принципа формирования ассортимента продукции:
— функциональные (в непосредственной близости от выполняемых функций) — бытовая техника, кухонная мебель, наборы посуды, руководства и т. д .;
— потребитель (по группам потребителей) — товары для детей, молодежи, пожилых людей и т. д .;
— продажи (по типу посредника, торговых организаций или по стилю продажи) — товары, продаваемые в супермаркете, супермаркете, гостиничном киоске;
— цена (уровень цен) — цены на товары, товары со скидкой, товары одной цены.
Оптимизация ассортимента продукции — это непрерывный процесс, который осуществляется с учетом жизненного цикла продукции.
В маркетинговой практике используются следующие способы оптимизации ассортимента продукции: [12]
— расширение (увеличение) ассортимента продукции — включение в ассортимент продукции новых товарных групп;
— увеличение насыщенности товарного ассортимента за счет выпуска новых товаров в рамках существующих товарных групп;
— углубление (дифференциация) ассортимента продукции путем предложения потребителю большего количества вариантов (модификаций) каждого товара;
— изменение гармонии между товарами разных ассортиментных групп;
— упорядочение ассортимента продукции, что обычно выражается в концентрации усилий на производстве части существующего ассортимента. Эта необходимость может быть обусловлена рядом факторов, в том числе: увеличением затрат и рисков, связанных с хранением продукции на складе и с ее реализацией; колебание спроса; ухудшение конъюнктуры рынка.
Оптимальный ассортимент продукции хозяйствующего субъекта, как правило, включает в себя [4]:
— товар-лидеры, которые определяют успех организации (предприятия), широкую клиентуру, прибыль. Обычно они появляются как новые продукты.
— товары-локомотивы, которые тянут другие продукты предприятия и способствуют утверждению бренда;
— стимулирующие («вызывающие») товары, которые привлекают покупателей по более низким ценам. Это известные продукты. Их низкие цены покупатель распространяет и на другие товары предприятия;
— тактические товары, которые дополняют существующий ассортимент, чтобы клиент не обращался к конкуренту. Это рентабельное производство;
— внедрены продукты, которые нуждаются в поддержке и благоприятном моменте для выхода на рынок;
— устаревший продукт (уход с рынка), который требует модификации или ухода с рынка.
Задача маркетологов — выбрать наиболее подходящее соотношение между этими типами продуктов [5].
Таким образом, в заключение первой главы можно сделать следующие выводы:
1) товарная политика — это совокупность маркетинговых принципов, методов и действий, связанных с формированием и управлением товарным портфелем компании;
2) жизненный цикл товара представляет собой период времени от идеи товара до прекращения его реализации на целевом рынке и описывается изменениями показателей продаж и прибыли с течением времени на разных его этапах;
3) оптимизация ассортимента продукции осуществляется с учетом жизненного цикла. Оптимизация ассортимента продукции может быть осуществлена за счет: расширения (увеличения) ассортимента, увеличения насыщенности, углубления (дифференциации) ассортимента и т. Д.
Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия).
- Николай Пахомов
- Маркетинг
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Николай Пахомов
Закончил СПбГУП, факультет журналистики. В университете преподаю около 20 лет, являюсь доктором наук. Поскольку нагрузка на основной работе небольшая, я решил помогать студентам в компании «Диплом777». Выполняю заказы по написанию дипломных и курсовых проектов. На сайте зарегистрирован с 2015 года.