Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Форма государственного устройства

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Необходимость деления государства на территориальные единицы обусловлена большими пространствами государства, численностью населения, или многонациональным составом государства. В этих условиях становится затруднительным управление из одного центра и территорию делят на территориальные единицы – области, округа, штаты, районы и пр. со своими органами власти и управления, которые учитывают производственные, культурные, природные, этнические и иные местные особенности. Проблемы территориального устройства должны решаться своевременно – это обеспечивает стабильность и эффективность общественной жизни, динамичное и согласованное развитие региона, гарантирует использование гражданами, предоставленных прав и свобод. Чрезмерная централизация государства ведет к неэффективному управлению, а чрезмерная децентрализация может привести к уничтожению государства.

ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, она определяется существующими традициями, особенностями возникновения и развития государства. Разные государства всегда отличаются друг от друга формой: способом управления, внутренним строением, способом территориального деления, степенью централизации государственной власти. Эти факторы лежат в основе разделения формы государственного устройства на виды. По способу управления условно их можно разделить на простые или монистические (простые унитарные) и сложные или плюралистические (региональные унитарные государства, федерации, конфедерации, империи, союзы). Способ управления означает возможность государственной власти подчинять территориальные единицы и степень самостоятельности таких единиц. В монистических государствах – одинаковое, единое подчинение территориальных единиц, в плюралистических государствах – разная степень влияния центральной власти на территориальные единицы, разная степень подчинения таких единиц центру.
Рассмотрим подходы некоторых авторов к видам формы государственного устройства. А. Б. Венгеров пишет о существовании двух форм государственного устройства: унитарной и федеративной. Подобную точку зрения с ним разделяют Б. А. Страшун, А. А. Мишин, М. С. Саликов. В. Н. Дмитрук кроме унитарных государств и федераций выделяет еще одну форму – конфедерация, а В. Я. Любашиц дополняет этот список — содружеством. Кроме того, авторы выделяют такие виды форм государственного устройства как протектораты, унии, инкорпорации и сюзеренитет, регионы, империи, доминионы и относят их к сложным формам государственного устройства.
Среди вышеперечисленных форм собственно к формам государственного устройства относятся только унитарные государства, федерации и империи. Содружества, унии, инкорпорации, сюзеренитеты, доминионы, протектораты не являются формами государственного устройства, поскольку они не обладают ее признаками. Ведь форма государственного устройства отражает только внутреннюю, территориальную организацию власти в стране и не охватывает взаимоотношения с другими государствами. Все перечисленные объединения представляют собой различные формы объединения государств между собой или способы образования государств. Их определения, особенности и соотношения с формой государственного устройства будут рассмотрены в следующей главе.
Таким образом, всеми авторами однозначно признается, что главными, основными формами государственного устройства являются унитарные и федеративные государства. Обе формы сложились и закрепились исторически. Иногда в качестве формы государственного устройства указывают конфедерацию. Однако, по этому поводу нет единого мнения. Высказываются точки зрения, что конфедерация не является самостоятельным государством, а относится к содружеству, союзу абсолютно независимых государств, созданному для достижения каких-либо целей, например, военных в целях защиты от общего врага, в целях экономического развития или политического объединения. И поскольку, в результате конфедеративного объединения могут формироваться самостоятельные государства с определенной формой государственного устройства, то конфедерацию необходимо исследовать как форму межгосударственного объединения.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.