За последние 20 лет, в течение которых проводились радикальные экономические, социальные и политические реформы существенным изменениям подверглись основы государственного строя Российской Федерации. Советско-социалистическую государственность сменила принципиально новая форма российского государства, процесс становления и развития которой продолжается и в настоящее время.
Форма российского государства прошла сложный и неоднозначный исторический путь от традиционно-автократического к вертикально распределенному типу. Среди элементов данного типа формы государства в России наиболее традиционным является лидерская форма правления, наиболее новым – федеративная форма государственного устройства, демократический политический режим находится в стадии становления.
Согласно ч.1 ст.1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наиболее традиционным элементом вертикально распределенного типа формы Российского государства является республиканская форма правления, имеющая дуалистический характер и ряд отличительных признаков. К ним можно отнести формальный характер согласования парламентом кандидатуры премьер-министра; ограниченность права законодательного органа на отпуск недоверия; слабость института парламентской ответственности правительства, ограничивающейся отчетом об исполнении федерального бюджета. Следует отметить, что на начальном этапе становления республиканской формы правления в Российской Федерации, да и на нынешнем этапе развития государственности приоритетное положение Президента в системе органов государственной власти, отчасти можно считать обоснованным. Но в дальнейшем, для нормального развития российского государства, укрепления основ народовластия и федерализма необходим поэтапный переход к парламентской республике.
Федеративная форма государственного устройства является вторым элементом, составляющим вертикально распределенный тип формы государства. Федерация представляет собой ключевое звено в российской государственности. По существу Россия приобрела федеративное устройство только после того, как была принята Конституция Российской Федерации в 1993 году, и были проведены выборы в органы государственной власти субъектов РФ. С помощью разграничения компетенции между уровнями власти, обеспечения участия регионального уровня в разработке общефедеральной политики через Совет Федерации в современной России осуществляется распределение власти по вертикали. Каким должен быть российский федерализм на самом деле? Дискуссии по этому поводу продолжаются на протяжении нескольких лет. Выводы ученых и практиков расходятся коренным образом. Одни считают, что вносимые в законодательство изменения отражают огромные полномочия Российской Федерации, тем самым круг полномочий, принадлежащий регионам, достаточно узкий. Другие, напротив, считают, что речь идет о наведении порядка.
Демократический политический режим выступает третьим элементом вертикально распределенного типа формы государства. Необходимо отметить, что Российское государство переживает трудный процесс становления данного элемента. Однако, общая тенденция к демократизации правового, общественного, государственного и традиционного режима показывает важность ориентации, исходящей от руководства страны, на традиционные ценности Российского государства, базирующиеся на его многовековой истории. Представляется, что именно такой содержательный подход способен не допустить «формальную демократию» и послужить основанием для созидательной политики государства. Можно сказать, что идеал политического развития заявлен – это демократизм и правовое государство.
Существует такое мнение, что форма Российского государства в будущем сохранится в рамках вертикально распределенного типа. В среднесрочной перспективе возможна реализация тенденции к ослаблению вертикального распределения власти, либо к появлению горизонтального распределения, либо обе тенденции будут существовать в совокупности. Думается, что в дальнейшем форма Российского государства будет развиваться по пути демократизации и глобализации государственных институтов, которая будет сопровождаться пересмотром положений о национальном государстве, его формах и суверенитете.
Таким образом, можно сделать вывод, что форма Российского государства в ближайшее время будет существовать в рамках вертикально распределенного типа. Конечно, возможно изменение Конституции РФ, где будет реализована одна из описанных тенденций: упрощение государства, его усложнение или же существование обеих тенденций в совокупности.
Форма государства: понятие, характеристика основных элементов
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.