Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.
Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.
Механизм распределения ресурсов между всеми участниками системы ОМС рассмотрим на примере ТФОМС и наглядно представим на рисунке 1.3.
Совокупность территориальных фондов играет важную роль в системе, поскольку ими осуществляется сбор, аккумулирование и распределение средств ОМС среди подотчетных ему страховых медицинских организаций. Они в свою очередь распределяют средства между медицинскими организациями. Финансовые средства ТФОМС являются государственными, не входят в состав бюджетов субъектов РФ, других фондов и не подлежат изъятию.
Застрахованные лица получают медицинскую помощь на основании договорных отношений между участниками системы ОМС. Между территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией заключается договор о финансовом обеспечении ОМС. По данному договору страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за счет предоставленных ей ТФОМС целевых средств.
Рис. 1.3. Современная схема финансирования ОМС [9]
Между страховой медицинской организацией и медицинской организацией заключается договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. По данному договору медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
Особое место в системе ОМС занимают страховые медицинские организации. Именно эти организации имеют непосредственный контакт с людьми – застрахованными лицами, нуждающихся в оказании медицинской помощи. Страховая медицинская организация при осуществлении своей деятельности должна отдельно учитывать целевые поступления и собственные средства.
В части расходования средств ОМС страховые медицинские организации направляют целевые средства в медицинские организации в объемах, предусмотренных территориальной программой ОМС.
Главным контролирующим органом средств ОМС является Федеральный фонд. Ему подотчетны территориальные фонды. Контроль над осуществлением расходов бюджетов территориальных фондов, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, возлагается на Федеральный фонд и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. ТФОМС отчитываются страховые медицинские организации и медицинские организации. Медицинские организации в рамках реализации программы ОМС подвергаются значительному контролю со стороны ТФОМС и страховых медицинских организаций. Основной контроль касается объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В настоящее время около 90% граждан РФ имеют дело с договорами по ОМС. В российской модели сочетаются бюджетное финансирование и ОМС, что позволяет ее охарактеризовать как бюджетно−страховую систему. Система ОМС как форма социальной защиты представляет собой основной механизм реформирования здравоохранения в стране. Однако нельзя сказать, что система ОМС кардинально преобразовала суть деятельности лечебных учреждений. Она непоколебимо изменила лишь их экономическую основу. Отныне медицинские услуги стали, по существу, товаром, который покупает страховая медицинская организация. Любое лечебное учреждение по сути своей деятельности может представлять предприятие, которое производит населению необходимые им товары, то есть медицинские услуги [3].
Каждый гражданин РФ, безусловно, хотя бы раз сталкивался с бесплатными услугами медицинской помощи, вернее сказать являлся получателем таких услуг. Но многие понимают, что уровень и качество бесплатной медицинской помощи в России не так уж высоки. Эти показатели зависят в большей степени от эффективности целесообразного распределения средств, выделенных на мероприятия по рассматриваемому направлению. Чтобы понять, сколько таких средств выделяется, как они используются, оценить эффективность их формирования и распределения, необходимо проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) РФ.
Фонды обязательного медицинского страхования и их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ.
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.