Здесь изначально экономика находилась в точке A с ценой P1 и выходом Y1. Наблюдается уменьшение государственных расходов и / или увеличение налогов, что снижает совокупный спрос, что смещает кривую AD влево с AD1 до AD2. Теперь равновесие устанавливается в точке B, имеющей более низкий уровень выпуска Y2 и более низкий уровень цен P2. Таким образом, когда существует очень высокая инфляция, правительство принимает сдерживающую фискальную политику, чтобы снизить уровень цен и обеспечить стабильный рост.
Фискальная политика в макроэкономических теориях
Основой современных макроэкономических теорий фискальной политики стала фундаментальная идея Джона Кейнса. Главной особенностью кейнсианской теории было то, что она была построена в первую очередь как макроэкономическая теория, которая рассматривается для экономической системы в целом. В центре анализа были факторы, которые выражают уровень и динамику платежеспособного спроса, в том числе расходы на личное потребление, частные инвестиции и государственные расходы.
Несмотря на теоретические дебаты в 50-60-х годах двадцатого века, кейнсианская модель на протяжении многих лет была признана теоретическим обоснованием стабилизации, антициклической политики. В нее вошла деятельность правительства, направленная на увеличение совокупного спроса в кризисный период рецессии и ограничение на этапе восстановления экономики. Основным инструментом такого регулирования была признана фискальная политика — налоги и государственные расходы, дефицит бюджета и инструменты денежно-кредитной политики центральных банков (регулирование процентных ставок и резервов банков, операции на открытом рынке).
Основная идея кейнсианской модели возникла из признания того, что экономическая система реагирует на изменения спроса на деньги, а не на изменение реального уровня производства. Поэтому общая концепция регулирования предусматривала, во-первых, отказ от идеи сбалансированного бюджета в качестве основного ориентира финансовой политики правительства, а во-вторых, разработку теории влияния дефицита на динамику производство и, в-третьих, новое понимание роли денежно-кредитной политики как инструмента поддержки фискальной политики.
Согласно кейнсианской теории бюджетного дефицита можно генерировать два эффекта — краткосрочный и долгосрочный. В краткосрочной перспективе это может привести к увеличению производства (реальный эффект) или росту цен (эффект инфляции). Поскольку дефицитное финансирование осуществляется в условиях неполного использования ресурсов, по мнению кейнсианцев, реальный (производственный) эффект доминирует над инфляцией. При этом большое внимание уделяется монетарной политике.
Долгое время эта модель считалась достаточно эффективной. В конце 60-х годов XX в. возникли серьезные макроэкономические проблемы: растущий дефицит бюджета, который утратил свою антициклическую природу, накопленный государственный долг, монетарная политика как политика, задача которой состояла в улучшении денежной системы, постепенно ослабла. В начале 1970-х годов появились первые признаки замедления роста, особенно производительности труда. Этот период характеризовался отменой фиксированных обменных курсов и повсеместной экономической либерализацией, размыванием фискальной политики, которая становилась все более инфляционной по своему характеру из-за чрезмерного роста государственных расходов и возникновения хронического дефицита бюджета.
В середине 70-х годов XX в. в экономиках большинства развитых капиталистических стран были признаки стагфляции, то есть одновременного проявления стагнации в производстве и глубокой инфляции. Такие негативные изменения свидетельствовали о необходимости пересмотра всей структуры макроэкономического регулирования, «переоценки ценностей» кейнсианской модели развития.
Теоретическим обоснованием новых подходов к анализу экономической реальности и роли экономической политики являются понятия, установленные в рамках монетаризма и неоклассики. В частности, Н. Фридман разработал модель экономического цикла, ключевую роль в которой играют монетарные факторы — шоки денежной массы, вызванные прежде всего политикой правительства и не должны были реально стабилизироваться, а также инфляция. Отсюда его основной рецепт экономической стабилизации: необходимо поддерживать устойчивые темпы роста денежной массы, что должно соответствовать долгосрочному росту ВВП (3-5% в год).
Новые классики, в частности американские экономисты Г. Лукас и Т. Сарджент, предложили модель экономического цикла, согласно которой колебания совокупного выпуска и занятости вызваны реальными потрясениями, быстро меняющимися условиями. Такие потрясения могут зависеть не только от политики правительства, нарушения стабильности денежной массы, как предлагают монетаристы, и многих других причин: случайных изменений в темпах технического прогресса, забастовок и даже политических потрясений. В этих условиях происходит колебание относительных цен, на что реагируют экономические агенты, располагающие полной информацией и рациональными ожиданиями.
Эта концепция, получившая название «теория реального экономического (делового) цикла», была подтверждена рядом экономических исследований. Среди них выделяются модель и расчеты норвежского экономиста Ф. Кидленда и американского экономиста Э. Прескотта (Нобелевская премия 2004 года). Используя эту модель и заполняя ее специально разработанными данными, они получили расчетную траекторию циклического развития для сравнения с реальными циклическими колебаниями экономики США, которые отражали соответствующие временные ряды, выбранные авторами показателей.