Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Фискальная политика: цели, виды методы

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (МИИТ)

Курсовая работа

По дисциплине: «Макроэкономика»

На тему: «Фискальная политика: цели, виды методы»

Выполнила

Баталова Яна

Руководитель:

Орлов В.А

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие фискальной политики

1.1 Сущность фискальной политики, ее цели

1.2 Виды фискальной политики

Глава 2. Инструменты регулирования

Глава 3. Особенности проведения фискальной политики

3.1 Эффективность фискальной политики

3.2 Достоинства и недостатки фискальной политики

Заключение

Список используемой литературы

Введение

фискальный политика налогообложение мультипликатор

В настоящее время экономическая структура любого государства не может в полной мере функционировать без фискальной политики. Фискальная политика представляет собой мероприятия, которые проводит государство по регулированию экономики: налогообложение, манипулирование государственными расходами, которые направлены на регулирование совокупного спроса и неинфляционный экономический рост. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики — бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов. Посредством проведения данной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. В основном цели фискальной политики заключаются в следующем: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивого экономического роста и достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

На сегодняшний день тема фискальной политики является актуальной, поскольку фискальная политика является одним из самых важный инструментов государственного регулирования, особенно в данный период развития экономики России. И то, как государство собирается осуществлять эту политику, повлияет на каждого человека.

Итак, целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Мною будут рассмотрено само понятие фискальной политики, какова ее сущность и инструменты регулирования, а также, насколько она эффективна.

При работе над данной курсовой работой мной были использованы учебники отечественных авторов, кроме того я изучила ряд статей из экономических журналов и учебных пособий.

Глава 1. Понятие фискальной политики

1.1 Сущность фискальной политики, ее цели

В переводе с латинского языка «фискальный» обозначает принадлежащий фиску, государственной казне. По сути дела фискальная политика является основным рычагом, с помощью которого государство может влиять на экономику. Важнейшая задача фискальной политики — это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.

Фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. В свою очередь, правительственные расходы — это расходы на содержание государства. Правительственные расходы осуществляются на основе действующего законодательства в соответствии с финансово-плановыми актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. К правительственным расходам относятся все бюджетные ассигнования, направленные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры и другие общественные нужды и потребности. Налоги же — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики краткосрочном периоде представляют собой поддержание:

1. Стабильного уровня совокупного объёма выпуска (ВВП)

2. Полной занятости ресурсов

3. Стабильного уровня цен

Эффективность фискальной политики зависит от:

1) чувствительности спроса на деньги по процентной ставке

2) чувствительности инвестиций к процентной ставке

3) мультипликативного эффекта государственных закупок, налогов, налоговой ставки и трансфертных платежей

Чем выше чувствительность денежного спроса, тем больше мультипликативный эффект и ниже чувствительность инвестиций к процентной ставке, тем эффективнее фискальная политика.

Итак, фискальная политика, как правило, приводит к росту национального дохода, потребления, процентной ставки и снижению объемов инвестиций. Добиться росту потребления и инвестиций одновременно возможно в случае, когда рост государственных расходов обусловлен ростом инвестиционных субсидий.

1.2 Виды фискальной политики

Различаются следующие виды фискальной политики: дискреционная и автоматическая (недискреционная).

Дискреционная и недискреционная политика являются видами фискальной политики, которые выделяются в зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов регулирования экономики, используемым инструментам.

Дискреционная политика включает в себя сознательное манипулирование расходами, манипулирование налогами посредством стимулирующих мер и изменение трансфертных платежей. Это активная фискальная политика государства. Данная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. И в этом случае обычно принимаются новые законы. И государство в данном случае может действовать тремя путями: увеличение государственных бюджетных расходов, снижение величины налоговых поступлений и сочетание первых двух путей.

Основными инструментами дискреционной политики являются :

1. изменение ставок налогообложения

2. проекты общественных работ

3. трудоустройство населения

Также дискреционная политика делится на два вида: экспансионистская (стимулирующая) и рестрикционная (контрактивная).

1. Экспансионистская связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетает эти меры.

2. Рестрикционная, или сдерживающая, наоборот, связана с снижением государственных расходов и увеличение налогов, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

Автоматическая фискальная политика включает автоматическое изменение в уровне государственных проектов и автоматическое изменение налогов и сборов. Эта политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы — не зависящие от политики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Автоматические стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по бедности, пособия по безработице, а также система участия в прибылях. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукта. В период спада действие встроенных стабилизаторов приводит к уменьшению налоговых поступлений, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема наоборот.

В отличии от дискреционной бюджетной политики политика встроенных стабилизаторов не требует оперативного вмешательства государства, постоянно маневрирования налогами и государственными расходами.

Сторонниками автоматической политики являются представители монетаризма. Для обоснования своих выводов они приводят два аргумента: 1) государство, определяя программу своих расходов, должно учитывать все потребности общества, а не только колебания величины национального дохода. 2) меры дискреционной бюджетной политики оказывают влияние на экономическую ситуацию не сразу, а по истечении определенного периода, то есть в данном случае есть эффект запаздывания.

Также, фискальную политику можно разделить по целям, которые преследует государство:

1) Стимулирующая (фискальная экспансия) — она направлена на обеспечение экономического роста или преодоление экономического кризиса. Инструментами данной политики являются увеличение государственных расходов и снижение налогов

2) Сдерживающая (фискальная рестрикция) — направлена на борьбу со слишком высокими темпами экономического роста, которые могу привести к структурным диспропорциям.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Мерами стимулирующей политики выступают:

1. увеличение государственных закупок

2. снижение налогов

3. увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов (субсидий) фирмам ведет к росту совокупного спроса и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен. Поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), используется на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

1. сокращения государственных закупок

2. увеличение налогов

3. снижение трансфертов.

Глава 2. Инструменты регулирования

Фискальную политику проводит правительство, и ее инструменты влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Инструменты фискальной политики государства — это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на прибыль, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза — в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, то есть на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и доходов. Изменение налогов и трансфертов означает лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских расходов.

Государственный закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой.

Правительственные закупки могут быть весьма разнообразны, например, закупка сельскохозяйственной продукции, космических ракет, солдатских шинелей, строительство медицинских учреждений, дорог, школ и так далее.

Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи — это выплаты государства, через которые перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения. Таким образом, с помощью трансфертных выплат происходит перераспределение доходов в пользу нуждающихся.

Налоги являются еще одним важным инструментом фискальной политики. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с юридических организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Налоги выполняют три основные функции:

— фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;

— экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;

— социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

· прямые;

· косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

1. центральные;

2. местные.

В России существует трехуровневая система:

· федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

· региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

· местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

· маркированные;

· немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются не маркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

1. пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

2. прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

3. регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс. руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

1. налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

2. земельный налог;

3. налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

4. налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

5. НДС;

6. акцизы;

7. экспортные тарифы;

8. налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

9. налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

10. целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

11. налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

12. сбор на нужды образовательных учреждений;

13. сборы за парковку автомобилей;

Налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Существует кривая Лаффера, которая была разработана группой американских специалистов во главе с А. Лаффером. Они изучили зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера, представленной на рисунке.

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет. Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.

Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены, прежде всего, бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы — форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики — государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков — юридических лиц.

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (это показано как повышение цены с до ).

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию, как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Государственные расходы выступают в форме:

— государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;

— строительства за счет капитальных вложений;

— расходов на оборону, управление и т.д.

Кроме того, нужно отметить, что критериями выступают результаты проведенной политики: достигнут ли экономический рост, повержена ли инфляция, решена ли проблема занятости…и т.д. Для нашей страны специфическим показателем может служить величина просроченной задолженности по оплате труда бюджетников, пенсиям, социальным пособиям, по оплате государственного заказа

Эффект мультипликатора

По мнению экономистов конца 19 начала 20 века рыночная система без вмешательства из вне способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. Эластичность цен, заработной платы, процентной ставки приводят в действие рычаги саморегулирования, что ведет к производству при полной занятости. После «великой депрессии» 30х годов 20 века Джоном Кейнсом была обоснована неспособность экономики к саморегулированию и необходимость государственного регулирования на макроуровне. Экономические решения принимаются в условиях неопределенности, и требуют время для приспособления к неожиданным событиям, чем Кейнс во многом и объяснял экономические спады. При экономическом спаде реакция потребителей, инвесторов и производителей на изменившиеся обстоятельства необязательно вернет экономику к прежнему состоянию полной занятости. Экономика может неопределенно долго пребывать в состоянии, когда объем производства намного ниже производственных мощностей (используются не все производственные мощности), а уровень безработицы неоправданно высок. Чтобы вывести экономику из такого положения, надо увеличить совокупный спрос, особенно в части инвестиций. Даже небольшое изменение инвестиций вызовет мультипликативный рост валового продукта и занятости.

Мультипликатор — коэффициент, показывающий зависимость изменения валового продукта от изменений инвестиций.

При росте инвестиций валовый продукт будет расти в гораздо большем размере, чем первоначальные денежные инвестиции. Помимо первичного эффекта возникает вторичный и последующие эффекты. Этот множительный эффект и называется мультипликативным эффектом.

Мультипликатор инвестиционных (государственных) расходов = ? Валовый продукт / ? Инвестиций

Также Кейнс ввел такие показатели как: предельная склонность к сбережению и предельная склонность к потреблению, которые отражают, как люди распоряжаются приростом дохода.

Формула предельной склонности к сбережению

— Доля прироста дохода, идущая на сбережение

— Прирост дохода

Например, Доход субъекта возрос на 1000 долл. из них 750 долл. составили расходы, а 250 долл. сберегается. В данном случае предельная склонность к сбережению

Предельная склонность населения к сбережению имеет тенденцию к увеличению, что оказывает отрицательное воздействие на рост инвестиций и темпы роста валового продукта, так как не все сбережения идут как инвестиции. Поэтому необходимо государственное стимулирование инвестиций и использование мультипликативного эффекта, что может вызвать значительное оживление производства и рост занятости.

Глава 3. Особенности проведения фискальной политики

3.1 Эффективность фискальной политики

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед.

Эффективность фискальной политики во многом находится в зависимости от скорости реакции правительства на конфигурацию в экономике.

Фискальная политика выступает эффективным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но для нее характерны некоторые негативные черты, уменьшающие ее эффективность:

1) фискальная политика эффективна в краткосрочном периоде, а в долгосрочном может приводить к отрицательным результатам;

2) изменения (рост или сокращение) государственных расходов, обязательные для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, а также могут приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств

3) для фискальной политики характерен «эффект запаздывания»: требуется некоторое время, прежде чем изменение величины налогов или правительственных закупок окажет ожидаемое воздействие на экономику (часть времени уходит на принятие решений о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера, затем определенное время требуется на то, чтобы экономика начала «реагировать» на принятые решения). К тому времени, когда принятые меры начнут давать результаты, экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, тогда как результаты сдерживающих мер начнут сказываться в период спада — фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

3.2 Достоинства и недостатки фискальной политики

Как и любая система, фискальная политика имеет свои достоинства и недостатки

К достоинствам можно отнести следующее:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг — это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки представляют следующее:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то подорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства, в конечном счете, оказывается «вытесненной» (новопроизведённой) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг — это промежуток времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона.

Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться.

Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. проявить дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Она касается:

· проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

· проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

· Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики — монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий — т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, — нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.

Заключение

Таким образом, мною было рассмотрено само понятие фискальной политики, что она преследует, основные виды и инструменты фискальной политики в России, а также ее достоинства и недостатки.

И в целом можно подвести итог, что важнейшей задачей, которая стоит перед государством, является регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты. На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

Но, как известно, экономическая стабильность — это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство РФ занимается и такими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.

Выработка оптимальной модели фискальной политики правительства — задача довольно сложная, поскольку в экономике действуют, как правило, параллельные и разнонаправленные факторы.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Список используемой литературы

1) Агапова Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика» — Москва: «Дело и Сервис» (6-е издание, 2004)

2) Бакулин О.В. «Фискальная политика государства — основа государственного регулирования экономики» — Российский экономический Интернет-журнал. — 2007 — №11 — 32 с.

3) Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. «Макроэкономика. Учебник для вузов» — С-П: «Питер Принт» (2-е издание, 2006)

4) А.И. Добрынина «Экономическая теория» 3-е изд. Издательский дом «Питер», 2000. — 544 с.

5) Зубко Н.М. Экономическая теория — Мн.: «НТИ АПИ», 1998. — 312 с.

6) Матвеева Т.Ю. «Введение в макроэкономику» — Москва «Алмаз» (5-е издание, 2007)

7) Носова С.С. «Экономическая теория» — Москва: «КноРус» 2010

8) Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономичекская теория» — Москва «Норма» (2-е изд., перераб. и доп., 2007.)

9) Фролова Т.А. «Экономическая теория: конспект лекций» — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Picture of Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.