Таким образом, зарубежные финансовые модели обеспечения образовательных услуг основываются на фундаментальные исследования, сделанные в рамках экономической теории, поскольку подходы, принятые в мире, рассматриваются с точки зрения применения трудовых ресурсов, прибыли и социальных потребностей, главенствующих в конкретной стране. Несмотря на это, принципы к финансированию образовательных услуг изменяются, так как на них влияет экономико-политическая обстановка. Тем не менее, ни один из выделенных видов финансового механизма, используемых в зарубежных государствах, нецелесообразно считать рациональным. Глобализация, происходящая в мировом сообществе, позволяет находить инновационные методы финансового обеспечения, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в структуре процесса обучения, уменьшению влияния рыночных потребностей в рабочей силе на образовательные проекты.
1.2. Российская практика финансового обеспечения реализации образовательных услуг
Развитие результативной образовательной системы находится в прямой зависимости от финансового механизма. В рамках российской практики финансовое обеспечение реализации образовательных услуг строится на комплексном взаимодействии конкретных структурных звеньев:
— Бюджетный механизм, который существует в силу установленных количественных и качественных индикаторов. Количественный отражается в бюджете посредством объёма финансирования, мобилизуемого и используемого для достижения конкретной цели, решения стратегически важных задач, которые очерчены утверждёнными положениями в бюджетно-налоговой политике. Качественный отражается в методах накопления и распределения финансовых средств с учётом применения инструментов бюджета, которые призваны исполнять количественные параметры. Бюджетный финансовый механизм с позиции организационной структуры включает в себя три уровня:
а) определяющий уровень, который заключается в использовании методов обеспечения финансового механизма;
б) второй уровень, который заключается в наличии инструментов бюджета, обеспечивающих функционирование бюджетно-налоговой системы;
в) третий уровень, который заключается в применении многообразных рычагов финансового механизма.
— Касаемо организаций финансовый механизм обеспечения образовательных услуг может реализовываться в различных областях экономических отношений. Для российской практики это характерно в рамках открытия образовательных проектов, например, по языковому обучению. К тому же, финансовый механизм обеспечения образовательных услуг со стороны компаний и учреждений составляет несколько компонентов:
а) финансовый механизм коммерческих учреждений;
б) финансовый механизм некоммерческих учреждений;
в) механизм публичных фондов;
— Механизм муниципальных финансовых фондов. Местный финансовый механизм нужен для обеспечения автономии системе образования, территориально располагающейся в муниципалитете.
В российской практике бюджетный финансовый механизм, находящийся на всех уровнях власти, задействован в финансировании образовательных услуг. Полномочия разделены между тремя уровнями государственной власти: федеральным, региональным и муниципальным. Здесь также наблюдается многоканальный способ финансового обеспечения, когда, помимо непосредственного выделения ресурсов, принимаются специальные программы и проекты, а также выполняются муниципальные задания. Появление многоканального способа финансового обеспечения образовательных услуг связано с разноуровневым распределением бюджетных фондов, а также существовании ресурсов от дополнительных источников, которые не входят в бюджетное финансирование. К ним можно отнести следующие:
а) образовательные услуги на коммерческой основе;
б) ресурсы от аренды имущественного комплекса, активов;
в) оказание дополнительных услуг по образовательным программам;
г) осуществление предпринимательской деятельности на базе образовательного учреждения;
д) средства от меценатов и благотворительных фондов.
Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в РФ» в государстве спроектирована система образования, разделённая на уровни (рисунок 2).