Рекомендации по использованию факторинга без регресса, означающего, что факторинговая компания или банк примет на себя все риски неплатежеспособности должника, позволяет определить его эффективность по сравнению с краткосрочным кредитом [10, с. 76]. Этот эффект возникает при определенных условиях факторинговой сделки, а предложенный механизм комбинирования факторинга и кредита основывается на минимизации затрат на эти операции.
Характеристика форфейтинга в сравнении с факторингом
Форфейтинг — это операция, которая предполагает выкуп финансовым агентом долговых обязательств должника. Поставщик в этом случае сразу получает деньги полностью, а все риски переходят к форфейтеру. Часто данный вид операций по привлечению финансирования применяется в экспортно-импортных операциях. При этом долговые обязательства покупателя обычно оформляются в виде векселей. Форфейтинг часто используют при ВЭД (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Схема форфейтинга [9, с. 142]
Форфейтинг, как и факторинг обеспечивает ощутимые преимущества для покупателей. Получается, что им нет необходимости выводить из оборота денежные средства для осуществления авансовых платежей. Используя функционал указанных схем, они могут четко планировать даты погашения дебиторской задолженности. Главное при таком взвешенном подходе — клиент минимизирует риски [5, с. 94].
Рассмотрим насколько поставщикам выгоден факторинг и форфейтинг. Ведь привлечение товарного кредита приводит к появлению кассовых разрывов, ухудшению финансовой устойчивости, сокращению оборотных ресурсов. Но в случае с экспортно-импортной сделкой факторинг фактически избавляет экспортера от необходимости взимать выручку с зарубежного партнера. Поставщик может сосредоточиться полностью на своей основной деятельности, ведь в обслуживании сделок с отсрочкой платежа участвуют зачастую сразу 4 стороны.
В роли фактора чаще всего выступает банк или специализированная факторинговая компания. Кредитором является сам продавец товара, в то время как в роли дебитора выступает покупатель. В процедуре может участвовать и посредник, предоставляющий площадку для электронного ведения услуг по факторингу.
Хотя в форфейтинге, как и в факторинге, проводятся операции по реализации дебиторской задолженности, но при форфейтинге банк оформляет куплю-продажу векселей на полную стоимость сделки и на весь ее срок. Таким образом, кредитная организация берет на себя все коммерческие риски без регресса на поставщика. Безусловно, такая форма сотрудничества выгоднее для экспортера. Если факторинговые договоры заключаются обычно на короткий срок до 180 дней, то операции форфейтинга имеют средне- и долгосрочную перспективу. Бывают соглашения, которые подписываются и на 10 лет. При этом предоставляя отсрочку покупателю, продавец требует от него составления долговой расписки в виде векселя [11, с. 99].
Вексель гарантирует оплату при наступлении срока платежа. Интерес форфейтера состоит в скидке, которую он получает от номинальной величины долгового обязательства.
Размер скидки или дисконта напрямую зависит от рыночной ситуации и величины рисков. Услуги факторинга и форфейтинга высоко востребованы. При этом они имеют следующие сравнительные характеристики, которые делают их уникальными:
— объектом факторинговой операции является счет-фактура на реализацию;
— объектом форфейтинга признано долговое обязательство;
— хотя в форфейтинге, как и в факторинге, происходит реализация дебиторской задолженности, срок форфейтинга гораздо длиннее;
— сумма кредита при факторинге ограничена возможностями фактора, форфейтинг же использует синдирование для увеличения суммы сделки;
— основным отличием факторинга от форфейтинга является размер выплаты поставщику, фактор авансирует 70-90%, форфейтер платит все за вычетом дисконта;
— форфейтер принимает все риски на себя, фактор же может воспользоваться правом регресса к кредитору;
— услуга факторинга не подразумевает перепродажу актива, в то время как форфейтер активно использует функционал вторичного рынка;
— факторинг не нуждается в поручительстве, в то время как форфейтинг обеспечивается гарантией третьего лица.
Современная практика ведения бизнеса требует от поставщиков особенной гибкости. Для того чтобы продавать товар, зачастую приходится предоставлять покупателю отсрочку платежа [6, с. 115]. Порой интервал между отгрузкой и оплатой составляет 30-45 дней и более. Обычно срок отсрочки зависит от степени ликвидности товара и особенностей операции. Это своего рода коммерческий или товарный кредит.