Предугадать наперед возникновение данной ситуации можно, проанализировав финансовую отчетность организации за несколько последних периодов. Если по цифрам видно четкую тенденцию к ухудшению, значит, пора принимать стабилизационные меры. В таком случае разрабатывается и начинает действовать специальная программа финансового оздоровления организации, которая предусматривает проведение ряда мероприятий.
Составление проекта программы санации предполагает разработку конкретных планов и способов их реализации, чтобы в результате улучшить состояние организации. Для этого нужно провести комплексный анализ всех активов юридического лица и его неиспользованного потенциала, поэтому здесь анализируются:
— основные фонды, незавершенное производство, запасы, товары, готовая продукция (материальные активы);
— патенты, разрешения, лицензии, интеллектуальная собственность (нематериальные активы);
— дебиторская и кредиторская задолженность организации, его коммерческая сеть, филиалы, система управления [12, с. 25].
Программа финансового оздоровления предусматривает разработку и осуществление существенных изменений в деятельности организации, которые позволят повысить уровень платежной дисциплины: это может быть диверсификация поставщиков или покупателей, перепрофилирование бизнеса на производство другой продукции, договоренности о реструктуризации долгов и т.д.
К первоочередным мерам, которые предпринимает руководство с целью повысить уровень платежеспособности бизнеса, относятся:
— смена некомпетентных руководителей среднего звена на более опытных;
— сокращение персонала, руководящего состава, централизация контрольных функций, закрытие и реализация отдельных филиалов или подразделений;
— установление жесткого контроля над расходами;
— закрытие убыточных производств; поиск новых потребителей продукции, расширение сфер сбыта;
— проведение активной маркетинговой политики.
Меры, которые внешний управляющий может реализовать в ходе внешнего управления:
— закрытие нерентабельных производств;
— взыскание дебиторской задолженности;
— продажа части имущества должника;
— исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного организации, учредителями должника либо третьим лицом или третьими лицами;
— увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
— размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
— продажа организации должника (крайняя мера);
— замещение активов должника [8, с. 194].
Описанные выше процедуры, применяемые в деле о банкротстве, как понятно из их описания, являются весьма сложными в применении. Естественно, ведь проще признать должника банкротом, распродать имущество и ликвидировать предприятие. Исходя из всего вышесказанного к предприятию, находящемуся в стадии банкротства (финансового оздоровления), стоит применить комплекс мер для выхода из затяжного кризиса.
Одной из таких мер может стать реинжиниринг бизнес-процесса, который используется в случае крайней необходимости, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, систему управления качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др.
Второй мерой применительно к несостоятельному предприятию может быть продажа неиспользуемых объектов основных фондов и направление этих средств на пополнение собственных оборотных средств и на увеличение наиболее ликвидной его части – «денежные средства». В конечном итоге это приведет к улучшению ликвидности баланса и повышению платежеспособности организации.
Третьей мерой может стать уменьшение размера дебиторской задолженности за счет ускорения ее оборачиваемости через изменение договорных отношений с дистрибьюторами. Полученные от этого средства стоит направить на погашение кредиторской задолженности и на увеличение денежной части оборотных средств.
Четвёртой мерой является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет полного использования производственной мощности организации, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.
Пятой мерой, которая может использована на предприятии — это улучшение структуры аппарата управления предприятием путём сокращения численности работников за счёт механизации и автоматизации управленческого труда.
Следовательно, сокращение численности работников управленческого труда позволит получить экономию фонда заработной платы, это и будет еще одним источником денежных средств. Также стоит искоренить текучесть кадров путём улучшения условий, безопасности и организации труда, материального и морального стимулирования работников, повышение эффективности кадровой политики.
Таким образом, важным источником финансового оздоровления организации является факторинг, т.е. уступка банку или факторинговой организации права на востребование дебиторской задолженности, или договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита.
Финансовое оздоровление организации
- Diplom777
- Антикризисное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777