Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Финансовая отчетность бюджетного учреждения на примере МОУ СОШ №69

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Оглавление

Введение

1. Бюджетный учреждения: понятия, сущность, квалификация

1.1 Понятия финансовой системы РФ

1.2 Основные участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия

1.3 Финансовая система РБ

1.4 Управление финансами в учреждениях

2. Финансовая отчетность бюджетного учреждения на примере МОУ СОШ №69

2.1 Общая характеристика отчетности бюджетного учреждения МОУ СОШ №69

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы работы состоит в том, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и эффективное использования средств бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В этой связи существенное значение имеет финансовое планирование деятельности учреждений, финансируемых из бюджета. Бюджетные учреждения одна из самых многочисленных групп, функционирующих в нашей стране. Это учреждения, организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.

В бюджетную систему государства мобилизуется более половины финансовых ресурсов создаваемых в стране. Этим обусловливается большое значение финансов бюджетных учреждений в экономике страны. Подавляющая часть бюджетных учреждений выполняет различные социальные функции. Поэтому от величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим учреждениям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом. Финансирование бюджетных учреждений обусловлено тем, что организации отраслей непроизводственной сферы не имеют, как правило, доходов и получают необходимые им средства из бюджета. Расходы производятся по смете и имеют строго целевой характер. Отпуск средств осуществляется в целях обеспечения конституционных прав граждан и гарантирует одинаковое финансирование определенных социальных стандартов в таких сферах как здравоохранение, культура, образование, социальная защита и некоторые другие.

Совершенствование финансового планирования и управления в бюджетных учреждениях является актуальной темой на данный период.

Цель работы состоит в изучении управления финансами в бюджетных учреждениях.

Задачи работы:

1. Изучение теоритических основ бюджетного учреждения: понятие, сущности и квалификации.

2. Изучить финансовую отчетность бюджетного учреждения МОУ СОШ №69.

Объектом исследования является МОУ СОШ №69.

Предметом исследования является система управления финансами в бюджетных учреждениях.

1. Бюджетные учреждения: понятия, сущность, квалификация

1.1 Понятия финансовой системы РФ

Человеческое общество не может существовать без постоянного воспроизводства еды, одежды, жилья, социальной сферы. Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии (производство, распределение, обмен и потребление), которые в современном обществе опосредуются деньгами. Являясь основным понятием товарного хозяйства, деньги в настоящее время становятся наиболее существенной категорией всей экономической системы и главным элементом денежного хозяйства страны. Понятие «денежное хозяйство страны» идентично принятому в западной терминологии понятию «финансы» [2].

Финансы определяются как один из базовых элементов экономических отношений, предметной областью которых выступает процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и других субъектов экономики. Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов, составляет финансовую систему общества.

В структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы (рис. 1).

В целом вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем: государственных финансов; страхования; финансов хозяйствующих субъектов (предприятий). Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).

1. Государственные финансы включают:

Ш бюджетную систему;

Ш внебюджетные фонды;

Ш государственный кредит.

1. Страхование включает:

Ш личное страхование;

Ш имущественное страхование;

Ш страхование ответственности.

2. Финансы хозяйствующих субъектов включают:

Ш финансы коммерческих предприятий и организаций;

Ш финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

Ш финансы некоммерческих организаций.

Рис. 1. Финансовая система РФ

Процесс организации и регулирования финансовых отношений общества всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, что определяет его ключевую роль в финансовой системе.

Финансовая система России построена в соответствии с принципами:

Ш сочетания территориального и отраслевого подходов;

Ш обеспечения необходимого уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с сохранением централизованного управления системой в целом;

Ш четкой дифференциации управления по сферам движения финансовых ресурсов.

Государственные финансы — это важная сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных, в основном, с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства [3].

По экономической сущности государственные финансы представляют собой денежные отношения, возникающие по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования на затраты по расширенному производству, нужд обороны и управления. Субъектами этих отношений выступают государство, предприятия, организации, учреждения и граждане. Государственные финансы служат цели удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых средствах.

Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в военном, ни в государственном строительстве. Основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит [4].

Если при группировке финансовых отношений исходить из уровня государственного руководства экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов в РФ можно представить в следующем виде (рис. 2).

Рис. 2. Структура государственных финансов

1.2 Основные участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия

БК РФ (гл. 18) определил полномочия законодательных, исполнительных органов власти, Банка России и других участников бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса являются:

Ш Президент РФ;

Ш органы законодательной (представительной) власти;

Ш органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

Ш органы денежно-кредитного регулирования;

Ш органы государственного и муниципального финансового контроля;

Ш государственные внебюджетные фонды;

Ш главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Ш бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов;

Ш иные органы субъектов РФ, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Законодательные (представительные) органы, органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ и другие полномочия.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. А также исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления и осуществляют другие полномочия.

Аналогичные полномочия органы законодательной и исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, т.е. привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и выполнять функции Банка России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций [5].

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят их экспертизу. Также они проводят экспертизы федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, актов органов местного самоуправления. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются БК РФ, Федеральным законом РФ «О счетной палате РФ», законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.

Важной функцией главного распорядителя является контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Он представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета и материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны РФ [6].

Распорядитель бюджетных средств представляет собой орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств выполняет следующие функции:

Ш составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;

Ш определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

Ш утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

Ш осуществляет контроль над использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств несут ответственность за:

Ш целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

Ш достоверность и своевременное представление уставленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

Ш своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

Ш своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

Ш утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

Ш составление бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;

Ш соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

Ш эффективное использование бюджетных средств.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ, либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главным распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы РФ. Оно самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам и обеспечивает их исполнение в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

К участникам бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, относятся:

Ш Президент РФ;

Ш Государственная Дума Федерального Собрания РФ (ГД);

Ш Совет Федерации Федерального Собрания РФ (СФ);

Ш Правительство РФ;

Ш Министерство финансов РФ;

Ш Федеральное казначейство;

Ш органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

Ш Банк России;

Ш Счетная палата РФ;

Ш государственные внебюджетные фонды;

Ш Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Ш главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Ш иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

1.3 Финансовая система РБ

Налоговая и бюджетная политика Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с положениями, мероприятиями и направлениями государственной финансовой политики, проводимой государственными органами Российской Федерации, находится в непосредственной связи с ними и отражает происходящие процессы, сложившиеся тенденции в экономической и финансовой сферах республики. Вместе с тем при проведении единой финансовой политики учитываются региональные особенности экономического и социального развития Республики Башкортостан, связанные со сложившимися различиями в экономической, производственной и социальной сферах.

Рисунок 3 — Финансовая система Республики Башкортостан

На современном этапе в финансовой системе существуют следующие звенья:

Ш Бюджетная система, состоящая из бюджета субъекта Российской Федерации (регионального бюджета), бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов;

Ш Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

Ш Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Ш Имущественное и личное страхование;

Ш Кредит.

Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но и в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики, составление и исполнение является республиканского бюджета, государственный финансовый контроль Министерство финансов Республики Башкортостан (Минфин РБ). Министерство финансов Республики Башкортостан и территориальные финансовые органы в городах и районах входят в единую систему органов государственного управления финансами в Республике Башкортостан.

Основными задачами Министерства финансов Республики Башкортостан являются:

Ш разработка и реализация основных направлений единой государственной финансовой политики;

Ш концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан;

Ш разработка проекта республиканского бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке республиканского бюджета; составление отчета об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Башкортостан;

Ш разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Республики Башкортостан;

Ш участие в разработке и реализации единой политики в сфере развития финансовых рынков в Республике Башкортостан;

Ш участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Ш определение методологии составления республиканского бюджета Республики Башкортостан и отчета об его исполнении;

Ш осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

Ш обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью.

Министерство финансов Республики Башкортостан в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

Ш подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы Республики Башкортостан, развитию механизма межбюджетных отношений с органами местной власти;

Ш участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

Ш участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

Ш участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Республики Башкортостан, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

Ш участвует в формировании и осуществлении единой политики цен;

Ш участвует в подготовке республиканских целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств республиканского бюджета;

Ш разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании республиканских инвестиционных программ и Бюджета развития Республики Башкортостан;

Ш участвует в установленном порядке в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан;

Ш разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории Республики Башкортостан;

Ш проводит внедрение современных информационных технологий в систему управления финансово-бюджетного комплекса Республики Башкортостан;

Ш разрабатывает проекты республиканского бюджета и прогноза консолидированного бюджета Республики Башкортостан; участвует в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан;

Ш исполняет в пределах своей компетенции республиканский бюджет, составляет отчет об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Башкортостан;

Ш осуществляет контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета и средств бюджетов районов и городов;

Ш подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов;

Ш участвует в разработке предложений по совершенствованию системы республиканских органов исполнительной власти и их структуры, подготавливает предложения о предельной численности работников их центрального аппарата и территориальных органов, размере ассигнований на их содержание;

Ш принимает участие в подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций, деятельность которых частично осуществляется за счет бюджетных средств;

Ш совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения республиканского бюджета и т.д.

1.4 Управление финансами в бюджетных учреждениях

финансовый бюджетный платеж бухгалтерия

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств, представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:

Ш разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;

Ш осуществление платежа.

Финансирование расходов федерального бюджета возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода установленным требованиям, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете.

В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее — лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.

Очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств регламентируется ст. 255 БК РФ.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение объема поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений. Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим.

Все операции по доходам и расходам федерального бюджета, а также по привлечению и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета и иные операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет, обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение — неотъемлемый элемент бюджетного процесса.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.

Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.

Финансовый год в РФ завершается 31 декабря.

Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.

До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля (последующий контроль), осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля над исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган — Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле — при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении бюджетов внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

Ш отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

Ш отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

Ш отчетом о внутренних и внешних заимствований РФ по их видам;

Ш отчетом о доходах, полученных от использования государственного имущества;

Ш сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

Ш годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

Ш реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

Ш отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

  • 2. Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения на примере МОУ СОШ №69
    • 2.1 Общая характеристика организации бухгалтерского учета

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 69» (сокращенное наименование, прописанное в Уставе МОУ СОШ № 69) — бюджетное учреждение, финансируемое за счет средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Главным распорядителем средств бюджета для учреждения является Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан». МОУ СОШ №69 зарегистрировано как юридическое лицо 07.02.2006г. на основании Постановления Главы Орджоникидзевского района г. Уфы №227/31 от 17.12.1992. Основной вид деятельности — общеобразовательная деятельность (ОКВЭД 80.21.2). В Муниципальном Общеобразовательном Учреждении «Средняя Общеобразовательная Школа № 69» бюджетный учет осуществляется в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и Инструкцией по бюджетному учету 148 Н. Инструкция является единственным методологическим документом по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях [7].

За организацию бюджетного учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в учреждении несет ответственность его руководитель (ст. 6 Закона о бухгалтерском учете). За ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности учреждением несет ответственность его главный бухгалтер (ст. 7 Закона о бухгалтерском учете). Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (ст. 7 Закона о бухгалтерском учете) [6].

В обязанности бухгалтерии МОУ СОШ № 69 входят:

Ш ведение бюджетного учета;

Ш предварительный контроль за соответствием заключенных договоров лимитам бюджетных обязательств;

Ш контроль за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов;

Ш контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением, указанным в лимитах бюджетных обязательств и в сметах доходов и расходов учреждения;

Ш контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;

Ш контроль за своевременным выполнением финансовых обязательств, возникающих в процессе исполнения бюджета;

Ш контроль за исполнением выданных доверенностей на получение имущества;

Ш участие в проведении инвентаризации имущества и обязательств, отражение в учете результатов инвентаризации;

Ш инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

Ш составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бюджетной отчетности;

Ш хранение документов (первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

В учетной политике МОУ СОШ № 69 утверждены следующие разделы.

1. Рабочий План счетов бюджетного учета, в котором указывается перечень используемых учреждением синтетических и аналитических счетов. Это связано с тем, что в новом Плане счетов имеется большое количество позиций синтетических счетов, к которым, в свою очередь, открыто множество аналитических счетов. Из них только часть применяться учреждением.

Кроме того, в Плане счетов отсутствуют счета учета по некоторым операциям. Например, не предусмотрены счета для отражения полученных учреждением от сторонних организаций и физических лиц авансов. Соответствующие счета установлены только для выданных учреждением авансов. Один из вариантов отражения авансов основан на том, что все получаемые учреждением средства считаются потенциальными неналоговыми доходами бюджета, поэтому полученные авансы можно рассматривать как разновидность таких доходов. Рабочий План счетов оформлен как приложение к учетной политике.

2. Корреспонденция счетов по основным операциям финансово-хозяйственной деятельности учреждения разработана как отдельное приложение к учетной политике.

3. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым Приложением 2 к Инструкции N 25н не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете эти формы содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Эти формы документов, разработанные организацией, утверждены в качестве приложения к учетной политике. Здесь же указан перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах. Указанный перечень утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

4. Порядок и конкретные сроки проведения инвентаризации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно закреплено в учетной политике. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

5. Правила документооборота. Это график документооборота, в котором отражаются вид операции, лицо, ответственное за составление и оформление документа при совершении операции, срок, в течение которого документ должен быть составлен, срок его представления в бухгалтерию или в другую организацию.

6. Порядок контроля за хозяйственными операциями, обеспечивающий сохранность материальных ценностей МОУ СОШ № 69.

Сюда же отнесено установление лимитов:

Ш остатков денежных средств в кассе;

Ш выдачи наличных денежных средств под отчет;

Ш возмещения командировочных расходов и прочее.

7. Методы оценки нефинансовых активов.

7.1. Списание имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, в обязательном порядке согласовывается с Комитетом по Управлению Муниципальным Имуществом городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

7.2. Принятие объектов нефинансовых активов к учету, оформление первичных учетных документов на их поступление, определение целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта, возможности и эффективности его восстановления, а также оформление документации при списании (выбытии) объектов возлагается на специально созданную комиссию. Приказ о назначении комиссии оформлен как приложение к учетной политике.

7.3. Первоначальная стоимость объекта, приобретенного за счет нескольких источников, в том числе за счет бюджетных средств, учитывается по коду вида деятельности «1» — бюджетная деятельность.

7.4. Оценка материальных запасов при их списании п. 55 Инструкции N 148 Н предусмотрено два варианта оценки материальных запасов при их списании:

Ш по фактической стоимости каждой единицы запаса;

Ш по средней фактической стоимости.

Выбор первого варианта закреплен в учетной политике.

В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящее учреждение.

Заключение

Бюджетная политика, осуществляемая Правительством России в настоящее время, предполагает стимулирование экономического роста через сокращение государственных расходов и обеспечение профицита бюджета, направляемого на погашение государственного внешнего долга.

Проектирование бюджета производится с учетом динамики макроэкономических показателей, что позволяет не допускать перерасхода бюджетных средств и создавать дополнительные денежные резервы. При этом основными проблемами российского бюджета продолжают оставаться его высокая зависимость от мировых цен на энергоносители и значительная долговая нагрузка. Доходная база бюджета тесно связана с уровнем мировых цен на нефть — снижение цены барреля российской нефти марки «ural» на $1 ведет к недополучению государственным бюджетом одного млрд. долл. США. Долговая нагрузка на бюджет составляет в России около четверти всех его доходов.

Приоритетными направлениями совершенствования государственного бюджета являются проведение налоговой политики, повышение эффективности управления государственной собственностью, финансирование социальной сферы, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст. 161 БК РФ). Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады, учреждения физической культуры, учреждения культуры.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе сметы, т.е. плана расходов бюджетного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной приносящей доход деятельности.

Республика Башкортостан устанавливает налоги и сборы в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с федеральным законом.

На современном этапе в финансовой системе существуют следующие звенья:

Ш Бюджетная система, состоящая из государственных;

Ш Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

Ш Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Ш Имущественное и личное страхование;

Ш Кредит.

Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но и в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст <http://www.consultant.ru > (19.05.2013).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [принят ГД СФ РФ 17.07.1998] : офиц. текст <http://www.consultant.ru/popular/budget/> (19.05.2013).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I) : [принят ГД СФ РФ 16.07.1998] : офиц. текст < http://www.consultant.ru/popular/nalog1/ > (19.05.2013).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) : [принят ГД СФ РФ 19.07.2000] : офиц. текст < http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ > (19.05.2013).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации : [принят ГД СФ РФ 21.12.2001] : офиц. текст < http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ > (19.05.2013).

6. О бухгалтерском учете : ФКЗ от 21.11.1996г. №129-ФЗ // < http://www.consultant.ru/popular/buch/ > (20.05.2013).

7. Устав МОУ СОШ №69 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан : от 18.04.2011. №2228 // < http://kab.sch69ufa.ru/dir/ustav/ > (21.05.2013).

8. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий : учебник для вузов / Г. В. Савицкая. 5- изд. испр. и доп. М.: Инфра-М, 2009. — 536с.

9. Шихов А. Ю. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений : учебное пособие для вузов / А. Ю. Шихов. 3-изд. М.: Экар, 2010.

10. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. 2-изд. испр. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 — 703с.

11. Алехин Э. В. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов / Э. В. Алехин. Пенза, 2010 — 350с.

12. Афанасьеф М. П. Бюджет и бюджетная система : учебник для вузов / М. П. Афанасьев. 2-изд. испр. и доп. — М.: Юрайт, 2011 — 777с.

13. Кадомцева С. В. Государственные финансы : учебное пособие / С. В. Кадомцева. М.: Инфра—М, 2010 — 365с.

14. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов / И. Н. Мысляева. М.: ИНФРА, 2009 — 359с.

15. Акперов И. Г. Казначейская система бюджета в Российской Федерации : учебное пособие / И. Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач. 2-изд. испр. и доп. — М.: Проспект, 2009 — 640с.

16. Бюджетная система России : учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2009 — 703с.

17. Бюджетная система РФ : учебник для вузов / под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. 4-изд. СП-г.: Питер, 2009 — 576с.

18. < http://www.minfin.ru/ru/ > (20.05.2013) — официальный сайт МинФин РФ.

19. < http://minfinrb.bashkortostan.ru/ > (20.05.2013) — официальный сайт Мин Фин РБ.

20. < http://ufacity.info/ > (20.05.2013) — официальный сайт Администрации городского округа город Уфа РБ.

Picture of Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.