По данным исследований НАФИ [11], доля респондентов, считающих, что доходы их семьи выросли, составила 29%, доля тех, кто считает, что доходы их семьи «скорее снизились» – 20%, «доходы не изменились» – 48%. Уровень потребления, как фактор влияющий на финансовое поведение, характеризуется высокими показателями. В настоящий момент, сред-нестатистический россиянин скорее готов тратить деньги, чем делать сбережения (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура использования денежных доходов населения по Российской Федерации, %
Это можно объяснить уровнем доходов – он не настолько высок, чтобы хватало на серьезные сбережения, и главным образом, все расходуется на текущее потребление.
Из рисунка видно, что основная часть доходов расходуется на текущее потребление (среднее значение доли доходов используемых на покупку товаров и услуг за период 2011-2016 гг. равно 73,4%). Этим же вызвано и непропорциональное развитие отдельных финансовых продуктов и услуг. Так, например, наблюдаются высокие показатели роста потребительского кредитования (пользуются 20% респондентов), низкие показатели ипотечного кредитования и банковских депозитов (пользуется 1% и 5% респондентов соответственно). К тому же россияне стали чаще вести учет доходов и расходов (рисунок 3).