Мировоззрение Блока вновь начинает меняться с началом революционного движения 1905 года. Поэт видит народ, который пробуждается и начинает ломать оковы власти, и для него народ становится огромной силой, а революция – откровение, которое поэт искал в библейских мифах и преданиях, а также в творчестве зарубежных писателей и поэтов, описывающих мистические явления. Творчеству Блока теперь присущ другой характер, у поэта появился новый источник вдохновения. Революция – это не крик ужас, не «конец мира», не боль и отчаяние, это новая точка отсчета в творчестве поэта. У него появляется новый стимул, новый этап в творчестве. Он открыл для себя новый мир. Это мир подлинной жизни, мир людей и действий. Теперь он верит в жизнь, в человека, который является самым простым и обыкновенным существом, но при этом существом великим и прекрасным. И именно эта вера вдохнула в поэта новую жизнь, задала творчеству новую направленность, а лирику наполнила новым смыслом. И этой вере Блок не изменил до конца своих дней.
После революции Александр Блок отошел от «неохристианской» философии. Однако несмотря на это обстоятельство он не стал безбожником, но отделял церковь, являвшуюся государственным институтом самодержавия, от Христа.
Блок отвергал канонический образ Христа, как и отвергал церковность и казенное, государственное православие. Блок считал, что церковники опошлили учение Христа, поэтому он питал к ним ненависть, такую же ненависть он чувствовал и по отношению к официальному православию, он также не принимал многие принципы философии христианства. Но все это не являлось исключением преклонения Блоком перед личностью Христа. В его произведениях чувствуется противопоставление внешней обрядности, догм церковников чистоте религиозного самосознания, представляющего собой верность подвигу в определенном смысле – завету.
Интересным представляется в мировоззрении Блока соотношение двух понятий – «христианское учение» и «учение Христа». В статье «Искусство и революция» (по поводу творчества Рихарда Вагнера) поэт устанавливает связь между «учением Христа» и «христианским учением», утверждая их противопоставленность. Блок утверждает идею о том, что учение Христа родилось в христианском учении. учение христа установило равенство людей, а христианское учение взаимодействует с цивилизацией.
Блок очень часто обращался к библейским текстам и церковной литературе на протяжении всей своей жизни. Так, задумав поэму «Двенадцать», поэт перечитывал «Жизнь Иисуса» Э.Ренана и «Евангелие».
Философская и религиозная лексика в поэзии А. Блока
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.