Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Феномен выученной беспомощности

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В рамках этого подхода отмечается необходимость рассмотрения человека как субъекта бытия, который взаимодействует с миром (С. Рубинштейн), подчеркивается важность внутренней детерминации личности (К. Абульханова -Славская , А Брушлинский и другие) , осмысливаются категории психологии субъекта (В. Знаков ), критерии и уровни развития субъектности (А. Осницкий , А. Сергиенко , В. Слободчиков и другие ). субъектный подход в современных психологических исследованиях имеет приоритетное значение. Категория субъекта приобретает статус методологического принципа и одновременно является предметом изучения (К. Абульханова -Славская, Л. Анциферова , В. Барабанщиков , А. Журавлев , В. Дружинин В. Петровский, А. Осницкий , А. Брушлинский, В. Знаков , А. Сергиенко и другие).
Субъектный измерение изучения личности как субъекта собственной деятельности, творчества, выбора, поступка предлагается в работах В. Татенко. В концепции личностной миростроения Т. Титаренко эта проблематика позиционируется как собственно «мироздание». Человек создает свой мир сама, даже не осознавая себя строителем собственной Вселенной. Как отмечает С. Карпенко, человек может развиваться в качестве субъекта к сознательному деятелю и является способной целенаправленно преобразовывать внутренний и внешний мир согласно своим собственным законам. По мнению Г. Ложкина, субъект может выступать как способ понимания человеком самого себя в одном из экзистенциальных модусов и связан с понятием «автор». Этот термин, считает ученый, освещает человека не столько в роли исполнителя, сколько как страстного “сценариста” своих действий, обладающий активная позиция и целеустремленность.
С позиций субъектного подхода сформулирована концепция личностной беспомощности Д. Циринг, в которой с личностной беспомощностью связан низкий уровень субъектности, в то время как высокий уровень связан с противоположным явлением – самостоятельностью.
Развивая теорию заученной беспомощности, М. Батурин и Д. Циринг выделяют два ее вида: ситуативную и личностную (термин «личностная беспомощность» впервые был предложен в 2001 году) . В основе ситуативной беспомощности лежит состояние, развивающееся в конкретной ситуации и является временной реакцией на травмирующие неподконтрольные личности события. Этот вид беспомощности может возникать у любого человека и зависит от интенсивности (величины) неудачи (или серии неудач) или негативных событий. Вторым фактором, способствующим возникновению ситуативной беспомощности, является адаптивность человека к неудачам (порог толерантности). Вероятность возникновения состояния беспомощности появляется при высокой интенсивности негативного события или неудачи, и низкой толерантности к ним. Развития проявлений ситуативной беспомощности у субъекта способствуют: атрибуции причин негативных событий, негативная оценка собственных действий и достигнутого результата и стремление к избеганию неудачи, что приводит к отказу от новых попыток разрешить ситуацию, бездействия и апатии. М. Батурин указывает на то, что включение человеком механизмов бессознательной и сознательной саморегуляции способствует преодолению проявлений ситуативной беспомощности.
Личностную беспомощность М. Батурин определяет, как сочетание устойчивых (личностных) стилевых особенностей: оценка, атрибуции и побуждения. При личностной беспомощности стиль оценивания характеризуется сочетанием полярности оценок, ригидности оценки и оценочности. Для атрибутивного стиля характерно сочетание постоянства, генерализации и персонализации атрибутирования причин при неудаче и противоположных по смыслу параметров в ситуации успеха. Сочетание стремление к разрядке напряжения, во избежание негативных переживаний и экстратенсивной мотивации характерно для стиля побуждений лица с личностной беспомощностью. Кроме того, появление признаков личностной беспомощности у человека, начиная с раннего детства, связанная с глобальным отношением личности к миру и к себе. Под его влиянием происходит закрепление и интеграция соответствующих стилевых свойств
По определению Д. Циринг , личностная беспомощность является устойчивым специфическим образованием личностного уровня, включающее совокупность личностных свойств в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, невротическими симптомами и определенными поведенческими особенностями.
Симптомокомплекс личностнойх беспомощности проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, склонности к чувству вины, фрустрации, более низкой самооценке и уровне притязаний, отсутствия увлеченности каким-либо делом, равнодушия, пассивности. Личностная беспомощность начинает формироваться еще в детстве под влиянием различных факторов: в результате нарушений в системе воспитания ребенка, наблюдений за поведением родителей (у которых сформирована беспомощность), травмирующих событий и тому подобное.
В своих работах Д. Циринг впервые поднимает вопрос о структуре, природе, предпосылках формирования личностной беспомощности, который описывает ее симптокомплекс, проявления в деятельности и поведении субъекта, исследует индивидуальные особенности лиц с проявлениями личностной беспомощности и с проявлениями противоположного ей феномена – самостоятельности.
Согласно концепции Д. Циринг , личностная беспомощность является системной характеристикой субъекта, выражающееся в сочетании определенных личностных свойств, которые возникают в результате взаимодействия внутренних и внешних условий (системы взаимоотношений, опыта неподконтрольных травмирующих событий и т.д.), определяется низким уровнем субъектности, то есть низкой способностью человека преобразовывать действительность, определять цели и достигать ее, преодолевая различные жизненные трудности. В жизнедеятельности человека личностная беспомощность проявляется пассивностью поведения, неспособностью использовать имеющиеся возможности для желаемого преобразования ситуации, трудностями во взаимоотношениях с окружающими.
Таким образом, личностная беспомощность как системная характеристика, регулирует поведение человека, его восприятие, отношение к действительности, деятельности, обуславливая снижение ее успешности.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜