Вокруг проектов конституций развернулась ожесточенная борьба СЕПГ с буржуазными партиями – либерально-демократической (ЛДП) и Христианско-демократическим союзом (ХДС). Их представители использовали все доступные средства борьбы: предложили на рассмотрение свои альтернативные проекты конституций, пытались отложить обсуждение проекта на неопределенное время или затянуть дело путем внесения огромного количества поправок. Целью ЛДП и ХДС было коренное изменение проекта для сохранения буржуазно-демократического строя: отделение законодательной власти от исполнительной; гарантия неприкосновенности личности депутата; запрещение классовой ненависти; ограничение национализации, сохранение рыночного регулирования экономики; увеличение возрастного избирательного ценза; выборы депутатов ландтагов только по партийным спискам. В большинстве случаев СЕПГ удалось, используя внутренние противоречия, внести раскол между представителями ХДС и ЛДП и обеспечить неизменность основ конституций.
После принятия конституций земель работа над конституцией Германии отступила на задний план. В 1947-1948 гг. основной упор делался на создание немецких органов самоуправления – Немецкой экономической комиссии (с июня 1947 г.) и работу Немецкого народного конгресса (с декабря 1947 г.), призванного предотвратить начавшийся раскол страны. Интерес к проекту Конституции вновь возрос после созыва в сентябре 1948 г. в Западной Германии Парламентского совета, провозгласившего своей целью разработку Конституции ФРГ (принята 23 мая 1949 г.). Работа велась в лихорадочном темпе, к марту 1949 г. новый проект был уже готов. К тому времени политическая ситуация в СОЗ в коре изменилась: раскол Германии был уже окончательно оформлен, политическая оппозиция подавлена (руководство ЛДП и ХДС заменили на лояльных коммунистам функционеров), развитие государства и общество окончательно пошло по сталинскому пути.
Доработанный проект Конституции 30 марта 1949 г. был одобрен III-м Немецким 3 народным конгрессом и 7 октября 1949 г. принят в качестве закона Временной народной палатой ГДР. В основу проекта, как и в других странах Восточной Европы, была положена «сталинская» Конституция СССР 1936 г., и все же в нем содержались уступки буржуазии: заявлялось, что вся государственная власть исходит от народа; ГДР объявлялась «демократическим» государством, а не «государством рабочих и крестьян»; сохранялся двухпалатный парламент, состоящий из Народной палаты и Палаты земель, и пост президента, избираемого обеими палатами; сохранялась многопартийная система; сохранялась культурная автономия национальных меньшинств; провозглашалась независимость судов.
В Конституции ГДР наличествовало существенное влияние со стороны советского права: в преамбуле декларировалось стремление построить общественную и экономическую жизнь на началах социальной справедливости; свобода объединений допускалась только в целях, не противоречащих уголовным законам; права и свободы граждан описывались лишь в самых общих чертах; разрешалось участие рабочих и служащих в управлении предприятием через профсоюзы и производственные советы; закреплялись итоги аграрной реформы и национализации имущества военных преступников, активных нацистов и крупных собственников.
Таким образом, советское руководство за годы оккупационной политики фактически подготовило фундамент для зарождения в Восточной Германии независимого государства, социально-политическое и экономическое устройство которого соответствовало его геополитическим интересам. Западные страны в своих зонах оккупации также развернули активную деятельность для создания государства своего типа, также исходя из собственных интересов. Раздел Германии на два независимых государства в таких обстоятельствах был вопросом времени.
В 1949 г. это наконец произошло. Основной закон Федеративной Республики Германии, принятый в западной зоне оккупации, не признал земли СОЗ. В ответ на это 15-16 мая в восточных землях прошли выборы делегатов Немецкого национального конгресса, в ходе работы которого 30 мая 1949 г. была принята Конституция Германской Демократической Республики, на основании которой были созданы парламент и правительство. В октябре 1949 г. прошли выборы в парламент, а затем формирование правительства.
Таким образом, с 1949 г. на карте мира появились два новых государства – ФРГ и ГДР. Причиной их появления стала большая геополитическая игра между двумя соперничавшими блоками – западным капиталистическим сообществом во главе с США и так называемым «социалистическим лагерем», под патронажем СССР. ГДР, попавшая в советскую зону влияния, должна была развиваться по общему с остальными социалистическими странами пути. Однако это не означало, что она точно копировала СССР. Ее путь развития имел много отличительных черт по сравнению с Советским Союзом и другими странами соцлагеря, о чем пойдет речь в следующем параграфе.
Феномен гдр
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.