Как писатель Достоевский был представителем реализма. Он был убежден, что в творчестве на первое место должна выходить действительность. В своих произведениях он отображал жизнь обычного человека без приукрашиваний. Действительность для Достоевского гораздо больше, интереснее и разнообразнее, чем фантазия. Это единственная основа искусства, неисчерпаемая и превосходящая фантазию даже самого гениального художника. Для Достоевского действительность –это многообразие явлений общественной жизни.По его мнению, чем реальнее будет изображена действительность в художественном произведении, тем менее правдоподобной она будет казаться читателю.
2. Достоевский как критик в изданиях 19-го века.
Свои философские взгляды и взгляды на творчество Федор Михайлович выражал не только в художественных произведениях, но и в публицистических. Литературная критика составляет значительную часть наследия писателя. Так, через критику Достоевский становился активным участником современного общественно-литературного процесса и вел дискуссии с его непосредствеными участниками. Происходило это на базе журналов, которые Ф.М. Достоевский издавал: журналы «Время» и «Эпоха» (1861—1865); и журнал «Дневник писателя» (1873, 1876—1877, 1880). Помимо этого, размышления писателя о литературе можно найти в его многочисленных письмах, из которых наиболее примечательны письма брату 1840-х гг.
В первой половине 60-х Ф. М. Достоевским активно разрабатывались философские идеи «почвенничества» . Совместно с братом М. Достоевским Федор Михайлович собрал вокруг себя единомышленников и выступил инициатором создания журнала «Время». Основные его взгляды писателя были сформулированы в объявлении о подписке на издание журнала. Они состояли в содействии процессу слияния представителей «образованности» с народным началом. В журнале «Время» он противопоставлял европейскую цивилизацию самобытной русской нации, выражая славянофильские принципы. Однако не отрицал важность петровских реформ, поскольку они принесли в Россию образование и грамотность, что, по мнению писателя, является залогом мирного согласия.
Исключительное место в критике Достоевского занимает русская литература. Он изучает ее историю, размышляет о путях в настоящем и значении в будущей судьбе русской и мировой культуры. По мнению автора, отечественная литература должна способствовать единению общества, являет лучшие образцы осознания русской духовности. Достоевский полемизирует с К.Аксаковым, настаивавшим на заимствованном характере догоголевской литературы. Он очень ценит работы Гоголя, Пушкина, Тургенева, Лермонтова, Островского и Салтыкова-Щедрина.
Придавая критике серьезную роль в литературном процессе, писатель испытывал крайнюю неудовлетворенность ее современным состоянием и констатировал кризисность. «Критика пошлеет и мельчает», — пишет он в «Объявлении о подписке на журнал «Время» на 1861 год», излагающем программу литературного курса журнала. Достоевский не приемлет «спекулятивный дух» в критике, подмену литературных интересов нелитературными расчетами.
Его позиция формировалась в полемике со всеми без исключения общественно-литературными лагерями и направлениями и объединяла все, что представлялось Достоевскому ценным в критике Белинского, утилитаристов, эстетиков, Ап. Григорьева.
Несмотря на стремление быть объективным, неприятие авторитаризма в критике, тем не менее, Достоевский был убежден, что критик должен иметь четкую идеологическую ориентацию. Он пишет следующеее: «…Всякий критик должен быть публицистом… умелость проводить свои убеждения и есть главнейшая суть всякого публициста». Немаловажным критерием оценки произведения для писателя было соответствие идей автора его собственным. Пристрастной критике Достоевский подвергает стихотворение «Влас» Некрасова, которому удалось представить «величавый образ народный», и Левина – героя «Анны Карениной», расценивая его через призму собственных воззрений. Пребывая в рамках реалистических представлений, Достоевский хоть и полагал, что отображение «главной идеи» действительности является наиболее важным, однако же протестовал против крайней степени типологизации героя, когда тот изъясняется «эссенциями».
Критический метод Достоевского является, скорее всего, философско-историческим. Он блестяще проявился в очерке «Пушкин» и дал импульс развитию философского прочтения истории русской литературы. Однако в анализе писателя можно встретить социологические и культурологические аспекты. В своих разнообразных заметках, статьях, письмах, «Дневнике писателя» Достоевский много размышляет о методе современной литературы, о ее средствах, которые призваны выразить в литературе сложнейшее в истории России время.