Линия горизонта проходит по диагонали сверху вниз, создавая впечатление жизни и динамики. То же движение повторяется на изображении тропы в правом нижнем углу холста. Ветви центральных дубов направлены в одну сторону вправо. С помощью этой техники Шишкин уравновесил лес на заднем плане слева. [2, С. 28]
В этой картине Шишкин уделяет большое внимание световоздушной среде, сохраняя ясность видения предмета. На полотне нет изображения солнца, но полотно буквально пронизано солнечным светом. Это ощущение достигается игрой света и тени, тончайшими цветовыми переходами.
Многие исследователи отмечают, что «Дубы» — это новый этап в творчестве Шишкина, еще один пик его мастерства. Здесь, не теряя таланта рисовальщика, внимательного к деталям, он научился особым образом передавать атмосферу живой природы. [2, С. 36]
Картина «Корабельная роща» (1898 г.), как все лучшие полотна Шишкина, рождает ощущение жизни, чувство непосредственной близости к природе. В основу ее легли натурные этюды, выполненные художником в родных лесах Прикамья, где был найден идеал его живописи: сочетание красоты и величия. [2, С. 25]
Написанная под живыми впечатлениями и эмоциями, картина поражает своей правдивостью и убедительностью. Композиции работы присуще строгое равновесие и четкая выветренность плана, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи XVIII-первой половины XIX века. Тонкая наблюдательность и безошибочность найденной точки зрения позволяет удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры. [5, С. 294]
В данной картине Шишкин соединил как бы два принципа разворачивания пространства: с одной стороны горизонт заслонен деревьями, сильной стеной стоит лес, а с другой стороны намечена диагональ, благородя ручью, который течет на переднем плане и куда-то уходит. И это соединение двух композиций пространства придает ощущение широкого дыхания.
Конкретность образа сочетается в произведении с типизацией и широким обобщением. В центре полотна – огромные стволы вековых сосен, щедро залитые солнцем. Вдаль уходит пространство бора, окутанное теплым манящим светом. От того, что верхушки деревьев срезаны, создается ощущение, будто они не помещаются на холсте, а потому кажутся еще более огромными. Вообще, этот прием «кадрирования» довольно часто встречается у Шишкина. Сосны так хорошо написаны, что у зрителя даже чешуя на коре. Этим монументальным произведением мастер еще раз доказал, что в знании видов деревьев и умении его изобразить, ему действительно нет равных. [2, С. 25]
Изгородь, брошенная в небольшой ручеек, говорит о близком присутствии человека. Зеленоватые и едва заметные голубоватые отражения в воде, тени на деревьях, кусочек ясного неба — все это придает картине определенную яркость, благоговение, не нарушая при этом покоя. От палящего солнца трава на лугу стала коричневой, почва высохла. Благодаря разнообразным мазкам, можно почувствовать, насколько пушистая трава, сколько мха высохло, насколько горяча земля от жгучего солнца.
Сюжет композиции символизирует богатырскую русскую силу, несгибаемость и мощь народа. Также в этой последней работе мастера отражены самые глубокие познания растительного мира, которые он накопил за почти полвека творческой жизни.
В картине «Сосновый лес» (1885 г.) И.И. Шишкин, как и в других работах, раскрывает типически-выразительные и поэтические черты русской природы.
На картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалеку, скорее всего, находится море. Вся картина наполнена сосновым запахом, особой хвойной бодростью и тишиной. О том, что на картине изображено именно утро, нам говорят тени на песке. Ничто не нарушает лесного покоя в утренние часы.
На картине представлены десятки оттенков зеленых, голубоватых мхов, слегка покрытых желтым ослепительным песком. Вся эта палитра натуральных красок не могла оставить Шишкина равнодушным. Глядя на картину, вы начинаете вспоминать сосновый дух, в ушах едва слышен шум прохладного Балтийского моря.
Сила работы кроется в том, что художник максимально близко подходит к природе, он не пытается приукрасить ее – она и без того красива, он ее пишет такой, какая она есть, и в этом он становится очень точен и правдив.
Шишкин открыл новый жанр пейзажа — парадный портрет русской природы. Новаторство Ивана Иванович Шишкина – в устойчивости, чистоте традиций, первичности и цельности ощущения мира живой природы, в его любви и преклонении перед натурой. Это было не слепое копирование, а глубочайшее проникновение в душу пейзажа.
Чуткость восприятия природы, любовное постижение ее черт и мастерская передача языка живописи, делают полотна Шишкина обаятельными, давая зрителю почувствовать смолистый запах леса, его утреннюю прохладу и свежесть воздуха.
В образах природы, раскрытии ее внутренних состояний и богатств художник передает народные идеалы и чаяния, за осуществление которых боролись в то время представители всей передовой демократической культуры. [2, С. 46]
Эволюция живописных методов и приёмов в пейзаже второй половины 19 в. в творчестве Шишкина, Левитана и Куинджи
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.