Экономическая безопасность тесно взаимосвязана с безопасностью налоговой системой страны, которая в свою очередь, является ее главным составляющим, несоблюдение которого неизбежно могут привести к экономическим и социальным последствиям. К таким последствиям, например, можно отнести экспорт капитала, наличие теневой экономики, налоговый дефицит, падение уровня жизни населения и т.д.
В организациях так же следует уделять внимание обеспечению налоговой безопасности, под которой можно понимать состояние или же уровень защищенности хозяйствующего субъекта экономики, как налогоплательщика от финансовых или иных потерь налогового характера.
На первый взгляд может показаться, что налоговая безопасность государства и налоговая безопасность организации между собой вступают в конфликт интересов. Вполне правильно, ведь государство стремится собрать как можно больше налогов, а организации в свою очередь, напротив, прикладывают все силы по их оптимизации и минимизации. Если рассматривать этот конфликт более детально, это далеко не так.
Как уже говорилось, налоговая безопасность является частью экономической, финансовой безопасности. Обеспечивая налоговую безопасность, организация также укрепляет одновременно и свою финансовую безопасность, что как в следствии, приводит к стабильному и долгосрочному функционированию организации параллельным увеличением уровня эффективного экономического развития, а это в свою очередь приводит к повышению прибыльности хозяйствующего субъекта и повышению налоговых выплат.
Поэтому государству также выгодна налоговая безопасность организаций, так как она в общем обеспечивает налоговую безопасность всей страны.
Как показывает практика, налоговое бремя в России практически для всех сфер финансово-хозяйственной деятельности выливается в существенные траты, которые, порой, не оставляют шансов компании нормально развиваться и выдерживать высокий уровень конкуренции.
В связи с этим многие владельцы предприятий и индивидуальные предприниматели пытаются оптимизировать процесс налогообложения различными способами, как полностью разрешёнными законодательством, так и не совсем легальными.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Большинство ученых и практиков считают, что уклонение от уплаты налогов есть проявление неэффективной налоговой системы
Относительно недавно, Минфин, ФНС и Следственный комитет выпустили совместное письмо о том, как в ходе налоговых проверок установить умысел должностных лиц, направленный на неуплату налогов. Таким образом, еще два года назад в руках инспекторов появилась подробнейшая инструкция по выявлению и доказыванию схем ухода от налогов. И к настоящему времени налоговики уже научились ее применять по назначению.
Появление документа не стало неожиданностью. Более того, его с нетерпением ожидали налоговые инспекторы, которым нужен был проработанный механизм работы в условиях закона № 163-ФЗ, который, по сути, запретил даже законные схемы оптимизации налогов.
Таким образом, если инспектор в ходе проверки вычислит одну из «рассекреченных» схем, компании придется не только доплатить налоги, но и погасить выставленный инспекторами штраф в размере 40% от суммы недоимки (т.е. суммы, которую по итогам проверки доначислила ИФНС).
Умышленность совершения налогового правонарушения – это совокупность действий, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий, желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
К прямым доказательствам наличия умысла уйти от налогов относятся:
показания свидетелей;
наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы или файлы «черной бухгалтерии»);
видео- и аудиозаписи;
результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.
Доказать умысел, не имея прямых доказательств, достаточно сложно.
Умышленная неуплата или неполная уплата налога влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога, а не 20% от неуплаченных сумм, как в ситуации с правонарушением, совершенным по неосторожности. Так, например, арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности, а значит, штраф за недоплату из-за ошибки бухгалтера будет всего 20% от доначисленных сумм.
Подводя определенные итоги рассмотренной информации, можно сделать следующие выводы. В настоящее время можно наблюдать возрастающее значение использования налогов в качестве эффективного инструмента регулирования и развития национальной экономики. В первую очередь это достигается путем определения приоритетов в осуществлении налоговой политики, которые позволят стимулировать эффективное экономическое развитие определенных отраслей, конкретных регионов, увеличить масштабы спроса потребителей, нарастить масштабы деятельности инвестиционного характера, особенно в реальный сектор экономики.
Вместе с этим, стоит понимать, что высокий уровень эффективности данных мероприятий напрямую зависит от того, как они применяются вместе. При этом, нельзя не отметить необходимость существенного увеличения качественных показателей налогового администрирования. Особенно это актуально в современных условиях достаточно сложной геополитической и геоэкономической ситуации. Уклонение от налогов наносит удар по российской экономике и тормозит ее развитие, в связи с чем государству необходимо тщательно анализировать уже существующие и новые схемы, позволяющие избегать выплаты налоговых платежей и сборов. Более подробно об этом будет сказано в следующей главе.
Эволюция способов ухода от уплаты налогов
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.