В целом, многие положения Конституции носили чисто теоретический характер, потому что они не были осуществлены на практике. Реальная власть опиралась не на Советы, а на Коммунистическую партию; и те положения Конституции, которые предписывают методы выборов, частоту созыва советских съездов и т. д. игнорировались или нарушались.
2. Первая постреволюционная Конституция 1924 года
Консолидация коммунистической власти в Советском Союзе требовала рассмотрения вопроса о национальности. Для того, чтобы восстановить централизованную администрацию, большевикам пришлось официально прописать связи между Москвой и нерусскими национальностями. Шаги к федерации были сделаны из разных республик и привели к превращению X Всероссийского съезда Советов в Первый съезд Союза Социалистических Советских Республик в декабре 1922 г. 30 декабря 1922 г. Съезд объявил, что государство является Союзом Советских Социалистических Республик. Формальный федеративный характер Союза должен был быть подтвержден новой Конституцией.
10 января 1923 г. Президиум Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) назначил комиссию, возглавляемую Сталиным, для разработки принципов Конституции. Новая федеральная Конституция была принята 6 июля 1923 года, и ратифицирована 31 января 1924 года, вскоре после смерти Ленина. Основной Закон начинался с Декларации Союза четырех республик: Российской, Украинской, Белорусской и Закавказской, которая состояла из Азербайджанской, Грузинской и Армянской республик.
Согласно статей 8-9 Конституции 1924 г., высшая власть была возложена на съезд Советов, который до сих пор состоял из представителей городских Советов (в пропорции один депутат на каждые 25 000 избирателей) и провинциальных Советов (один депутат на каждые 125 000 жителей). Сессии Съезда должны были созываться один раз в год (ст. 11).
Центральный исполнительный комитет Союза был двухпалатным органом. Он состоял из Совета Союза, состоящего из 414 члена, избранного Съездом из числа представителей республик в пропорции с долей населения каждой республики (ст. 14). Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) также включал Совет Национальностей, который состоял из 131 делегата, по пять от каждой союзной республики или автономной республики и по одному от каждого автономного округа. Делегаты избирались исполнительной властью комитета республики или области.
В перерывах между заседаниями ЦИК, верховная власть принадлежала его Президиуму (ст. 21), что состоял из 21 члена. Президиум должен был стать законодательным, исполнительным и административным органом между сессиями ЦИК. Совет Народных Комиссаров (далее СНК) остался исполнительным и административным органом, ответственным перед ЦИК и его Президиумом.
СНК СССР состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя Высшего совета народного хозяйства (далее — ВСНХ) и 9 наркомов: по иностранным делам; внешней торговли; путей сообщения; рабочее-крестьянской инспекции; продовольствия; финансов; труда и др. СНК СССР имел право (в пределах полномочий, предоставленных ему ЦИК) на издание соответствующих декретов и постановлений, обязательных к исполнению на всей советской территории.
Несмотря на то, что Конституция 1924 года наделяла Верховный Суд СССР конституционными полномочиями, в действительности, он мог только выносить консультативные заключения относительно законности административных распоряжений центральных органов, но имел право аннулировать любое решение республик, которые нарушали Конституцию. Таким образом, не было независимой судебной системы, которая могла бы эффективно контролировать конституционный баланс сил между профсоюзами и республиками. Отсутствовал эффективный судебный и политический контроль над центром, и с учетом всепоглощающего влияния Коммунистической партии, у республик не было средств защиты своей автономии внутри в рамках Конституции 1924 года.
По мнению Б. Рощина, «Конституция СССР закрепила основы правового статуса Верховного суда, однако этот факт вовсе не означал становление самостоятельной судебной власти в стране. Советская идеология с самого начала жестко критиковала и категорически отвергала идею разделения властей».