В Евангелии от Иоанна содержится описание первого призвания Петра на служение апостолом. При этом может сложиться впечатление, что Петр при встрече со Христом лишь молчаливо следует воле своего брата Андрея, слушая слова Христа. Однако толкования святых отцов на отрывок из Евангелия от Иоанна 19:1 дают основания воспринимать произошедшее иначе. Так, Иоанн Златоуст утверждает, что не следует обвинять Петра в легкомыслии из-за того, что он сразу же последовал словам брата, без лишних размышлений. «Вероятно, и брат говорил ему об этом много и обстоятельно, но евангелисты обычно многое представляют вкратце, заботясь о краткости. Притом и не сказано, что Пётр просто поверил, а только что Андрей «привел его к Иисусу», желая представить Ему брата, чтобы тот все узнал от Него самого». А то, что Петр ничего не ответил на слова Иисуса («Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» — Мф. 16:17—18), свидетельствует о том, что Петр еще не до конца осознавал и понимал, что происходит. Он, по словам того же Иоанна Златоуста, находился еще в начале ученического пути.
Евангелист Лука впервые упоминает Петра в связи с рассказом о чудесном улове рыбы (Лк. 5:1-11). Это событие – второе призвание Петра – поистине стало чудом для всех, кто его наблюдал. Петр, как опытный рыбак, никогда не видел такого большого улова и искренне удивлен.
Интересно проследить, как меняется отношение Петра к Иисусу с развитием данного сюжета. Если сначала Петр обращается к Иисусу как «Наставник» («Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали…») и в этих словах чувствуется легкое недоверие. Однако после того, как чудо состоялось, Симон обращается к Иисусу «Господи» («…выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный»), вкладывая в свои слова уже совсем другой оттенок. Исчезло недоверие, но нахлынул ужас из-за понимания собственной греховности, воцарилось благоговение. Данный Евангельский сюжет и внимательный его анализ чрезвычайно важен, поскольку именно здесь содержится очередное описание процесса обретения веры посредством увиденного чуда. Слова Иисуса, обращенные к Петру «…не бойся; отныне будешь ловить человеков» перекликаются с метафорами, использованными в Ветхом Завете (Иер. 16:16; Амос. 4:2; Авв.
1:14–15). Правда, образ удочки или рыболовных сетей в Ветхом Завете чаще связан с воздаянием народу за его грехи. В Новом же Завете, Христос под словами «ловить человеков» имеет ввиду проповедь, как новый род деятельности Петра, который оставит рыбную ловлю. Заброшенная в море сеть, которую затем вытащили полную рыбой, становится символом возложенной в будущем миссии на апостолов. В их обязанности будет входить «ловля» людей в сети слова Божия.
Евангелист Лука, при описании чуда ловли рыба, раскрывает образ Петра как человека эмоционального, подверженного ярким проявлениям чувств под влиянием происходящих вокруг него событий. Став свидетелем произошедшего чудо, он падает на колени.
Содержания Евангелия от Матфея и Марка заключают в себе несколько другие рассказы относительно призвания Иисусом первых учеников (Мф 4:18–22; ср.: Мк. 1:16–20). Матфей и Марк упоминают четырех учеников (Симон, Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы). Однако рыболовные сети упоминаются у всех Евангелистов, а также приводятся слова Иисуса о том, что Он сделал рыбаков «ловцами человеков». В результате согласования всех вариантов рассказов Евангелий, чаще всего толкователями Священного Писания предлагается сделать вывод о том, что состоялась не одна, а две встречи Петра со Христом во время рыбной ловли. Так, блаженный Августин говорит о том, что Петр был призван к апостольскому служению не тогда, когда сказал ему, что тот будет «ловцом человеков», а позже – о чем и описывают в своих Евангелиях Матфей и Марк – когда Иисус прямо призвал их следовать за Ним. Поэтому встречу Петра с Иисусам, о которой рассказывают Евангелисты Матфей и Марк, можно считать третьим призванием Петра.
Такая версия предполагает пересечение с историями из Ветхого Завета, когда призванные на служение пророки тоже не сразу отвечали Господу послушанием. Вспомним Иону или отрока Самуила, первый из которых услышал Господа только после многократных к нему обращений (Ион. 4:1–11), а второй понял, что к нему обращается Сам Господь только после разъяснений своего учителя (1 Цар. 3:1–10).
Евангельский образ апостола Петра
- Виктория Нестерова
- Религия
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктория Нестерова
Окончила КФУ, факультет социально-философских наук и массовых коммуникаций. По специальности работаю 10 лет, написала 5 научных статей и работаю над созданием монографии. Поскольку на основной работе я занята не все 5 дней, в свободное время подрабатываю на этом сайте. Помогаю студентам в написании дипломных, курсовых и других аттестационных работ. люблю работу за то, что могу делиться знаниями и просвещать студентов по дисциплине «Религия и мифология».