Исследователи проблемы считают, что сформировать межкультурную толерантность можно средствами поликультурного обучения и воспитания. Знание культуры другого народа, другой страны облегчает межкультурное общение. В то же время такое общение возможно тогда, когда человек является полноценным носителем своей родной культуры, поэтому для межкультурной толерантности присуща первичность родной культуры и вторичность другой.
По определению В. Евтуха, «межэтническая толерантность (от лат. tolerare — терпеть) — терпимое отношение представителей одной этнической общности к представителям другого сообщества, признание культурных традиций, готовность к позитивному взаимодействию с носителями различной этничности» [4].
Толерантность понимается как знание о своем собственном этносе (культурное наследие, обычаи, традиции, особенности менталитета), и о других этносах и национальности, так называемые поликультурные знания. Итак, большое значение в реализации межэтнического взаимодействия и развитии межэтнической толерантности как личностного качества имеет этническая идентичность личности и ее этнокультурная компетентность.
Подытоживая указанные выше трактовки исследуемого феномена, межэтническую толерантность понимаем, как особую форму личностного становления, которое предполагает понимание и восприятие другой культуры, положительное отношение к различиям, оказывается в доброжелательном отношении к представителям других культур, желании взаимодействовать с ними на основе конструктивного диалога. Это определение не претендует на однозначное, учитывают, что поиски оптимизации и уточнения его смысловой нагрузки в психологии до сих пор продолжаются.
В своих трудах исследователи по-разному толкуют компоненты или структуру межэтнической толерантности, их критерии и показатели. В частности, А. Грива вывела структуру толерантности, которая охватывает следующие составляющие:
Когнитивная составляющая — то, что человек знает, понимает, чем сознательно оперирует: знания об истории и культуре народов мира, регион проживания человека; основ религии; о гендерных, возрастных, этнические и другие социальные особенности представителей различных групп; процессы, которые характеризуют современность: глобализация, повышенная конфликтность мира, кризис социума и тому подобное.
Аксиологическая составляющая — ценностные установки на ценность личности и культуры как социального феномена; паритетные отношения; социальная ответственность за свои слова и поступки; преодоление стереотипов, предубеждений, агрессии.
Инструментальная составляющая, обеспечивает умение личности: общаться с представителями других культур, социальных групп; взаимодействовать с другими людьми и группами; действовать в условиях поликультурного мира, гетерогенных групп; поликультурно мыслить; осуществлять саморегуляцию.
Качественная составляющая, регламентирующего качества личности: эмпатийность; критичность мышления; социальная гибкость; социальную перцепцию; эмоциональную стабильность; самостоятельность; положительную самооценку [4, с. 14].
Такого же мнения придерживается А. Волошина, которая отмечает, что как целостное личностное образование межэтническая толерантность выступает в виде ее составляющих: когнитивной, аксиологической, инструментальной. Эти составляющие органично взаимосвязаны, взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга [2, с. 10]. В диссертационных исследованиях авторы определяют и такие компоненты воспитания толерантности, как когнитивно-ценностный, перцептивно-эмоциональный, рефлексивно-поведенческий (М. Андреев) когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятельностный (Л. Бернадская).
Анализируя толерантность с точки зрения социальных установок, знаний, качественных черт и инструментальных умений, А. Грива критериями межэтнической толерантности определила следующие интегративные характеристики личности: терпимость, эмпатийность, коммуникативность, эмоциональная стабильность, социальная активность, достаточный уровень культуры и образования, достаточный уровень развития мышления. Эти критерии, по мнению автора, могут быть использованы в системе образования с целью воспитания межэтнической толерантности у молодежи для проектирования воспитательного процесса, диагностирования развития личности и группы, для оценивания результатов образовательного процесса [4, с. 14].
Исходя из сущности толерантного воспитания и учитывая предмет исследования, А. Волошиной были выделены следующие основные показатели выявления уровней сформированности толерантности: познавательный, чувственно-мотивационный, поведенческий [2, с. 18]
Анализ современной научной литературы позволил выделить компоненты межэтнической толерантности и уровне их проявления: когнитивный, эмоциональный, личностный, конативный и этнически ориентированный, которые проявляются на гностическом, аффективном, мотивационно-ценностном, поведенческом и идентификационном уровнях.
Содержание когнитивного компонента (гностического уровня проявления) включает знания, осознание и интериоризацию идей о ценности ненасилия, толерантной культуры (ориентацию на создание и позитивное взаимодействие, само контроль, осознание результата действий); знания о правах человека и границы толерантной культуры (допустимость в рамках нравственности) другой группы.
Когнитивный блок связан с организацией процесса накопления и систематизации знаний о толерантной культуре как одной из основных ценностей.
Содержание эмоционального компонента (аффективного уровня проявления) заключается в способности преодолевать раздражительность, невыдержанность, проявлять выдержку, самообладание, самоконтроль и саморегуляцию, а при работе над собой выражается в эмпатии, любви, уважении.
Терпение как психологический механизм дает снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Содержание личностного компонента (мотивационно-ценностного уровня проявлений) заключается в том, что эмоциональное постижение объекта или информации на уровне принятия или непринятия происходит при воздействии на эмоции и чувства, а это способствует осознанию ценностных свойств объекта, индивидуального контекста. Этот блок связан с усвоением ненасилия как ценности с провозглашением смыслов добра, веротерпимости, смирения и т.д.
Содержание конативного компонента (поведенческого уровня проявления) состоит в том, что толерантная культура как общечеловеческая ценность является регулятором деятельности и поведения, и это не случайно, эпизодическое явление, а устойчивое образование, которое проявляется в отношениях с окружающими людьми, в особенностях коммуникации и коммуникационных установок. В своем исследовании мы исходим из положения о том, что межэтническая толерантность является интегративным свойством индивидуальности человека, характерной для всех людей, но имеющей разный уровень сформированности.
Этническая идентичность в подростковом возрасте
- Diplom777
- Конфликтология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777