Разделом II Кодекса установлены основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих системы органов внутренних дел России. Заметим, что в разделе нет принципов в традиционном для теории права выражении (как наиболее общих исходных, руководящих начал). Кроме того, фиксируя правила служебного поведения, Кодекс использует понятие «призваны», а не «должны» или «обязаны» (осуществлять деятельность в пределах полномочий, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами и т.п.). С одной стороны, это порождает сомнения в определении степени обязательности указанных требований. С другой стороны, термин «призваны» в большей мере согласуется с принципами как обобщенными формулировками, а также подчеркивает миссию соответствующих общественных структур (впрочем, к положениям п. 10 Кодекса второе замечание вряд ли применимо).
В числе основных начал служебного поведения сотрудников в Кодексе указаны добросовестное и высокопрофессиональное исполнение должностных обязанностей, соблюдение и защита прав и свобод личности как основное содержание деятельности сотрудников, уважение обычаев и традиций разных народов, учет культурных и других особенностей различных социальных групп, соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов, исполнение обязанностей, связанных с прохождением службы, и иные.
В п. п. 11 – 23 раздела II Кодекса правила служебного поведения формулируются в основном императивно, с использованием слов “обязан”, «должен», «запрещается». В частности, на служащих возлагаются обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и иные федеральные нормативные правовые акты, противодействовать коррупционному поведению, принимать необходимые меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, полученной в связи с исполнением должностных обязанностей.
Раздел III Кодекса содержит «рекомендательные этические правила служебного поведения гражданских служащих». Однако эти рекомендации формулируются в п. п. 24 – 27 через понятия «необходимо», «должен», «обязан», а не через традиционные «рекомендуется», «следует», «может», что заставляет задуматься о характере нормативных положений, а также о соблюдении правил юридической техники.
В соответствии с рекомендациями Кодекса государственному служащему системы органов внутренних дел в своей деятельности необходимо исходить из содержания ст. 2 Конституции Российской Федерации, воздерживаться от дискриминирующих высказываний и действий, быть доброжелательным, корректным, внимательным, сдержанным, аккуратным, проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. Внешний вид государственного служащего должен отвечать требованиям официально-делового стиля и способствовать уважительному отношению граждан к органам власти.
Тем самым в разделе III закреплены нормы, представляющиеся скорее, обязательными, чем рекомендательными. В целом Кодекс не проработан с позиций юридической техники и попросту копирует положения Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (который, в свою очередь, дословно воспроизводит в соответствующей части Общие принципы служебного поведения государственных служащих), не отражая специфики службы в органах внутренних дел.
Этика служебного поведения государственного гражданского служащего
- 2020-05-12
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.