Если обратиться к 60-70 годам предыдущего столетия, то отчетливо будут видны культурные сдвиги на уровне государственного управления. В то время произошел распад общественной морали и ценностных ориентаций и государственное управление стремительно теряло свой авторитет в глазах общества и всячески критиковалось.
Все это в дальнейшем привело к гражданскому неповиновению, вырос интерес к проблемам этики. До сих пор есть отголосок тех событий в виде демократизации общества, этизации государственного управления. Проявлениями последней являются всеобщее избирательное право, общественный контроль над властью, сюда же относится компьютеризация и введение «электронного правительства».
Появление нового типа общества, так называемого информационного общества, повлекло за собой изменения в различных процессах, в том числе в государственных. Обществу стали необходимы открытость и прозрачность власти, «человеческие отношения», гармоническая атмосфера; усилился контроль за деятельностью чиновников, партий, бизнеса; усилился контроль за государством в целом, как главным игроком в политике. Общественный контроль осуществляется также и за деятельностью отдельных государственных служащих, в этой связи проанализируем требования, которые предъявляются к государственным служащим.
Итак, нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим, можно условно разделить на четыре группы:
Данная группа требований связана с наличием у государственных служащих распорядительных полномочий и власти. Нравственные требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);
Вторая группа – это исполнительская дисциплина. То есть от государственных служащих требуется законопослушность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, а также строгая дисциплина;
Требования касающееся возросшего количества общения в структуре государственной деятельности. Государственному служащему необходимо быть открытым, коммуникативным, с уважением относится к чужой точке зрения, уметь слушать, слышать, быть тактичным, воспитанным, уметь себя подать и т.д.;
Так называемый – эффект «аквариума». Заключается в особом положении служащего в обществе. На жизнь и деятельность служащего обращено большое внимание людей. Поэтому государственному служащему необходимо помнить об ответственности за отступление от стандартов, осуществлять самоконтроль;
Также выделяются базовые требования, которые должны предъявляться к государственному служащему при поступлении на государственную службу:
— приверженность высшим нравственным принципам, верность государству;
— постоянная готовность выступить в защиту законодательства страны, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;
— стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;
— отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него;
— не использовать свои служебные полномочия в личных целях;
— не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;
— не распространять информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей;
— не заниматься предпринимательской деятельностью;
— разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней;
— соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;
— стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;
— не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях.
«Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относиться к достоинству человека, независимо от его социального положения. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности. Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит».
Государственная служба должна выполнять свой долг перед обществом и работать в его интересах. Таким образом, занимаемое государственным служащим положение необходимо рассматривать как поручение общества, а не как привилегию. Поэтому чиновники, придерживаясь верховенства общественного интереса, должны быть объективными и беспристрастными, честными и бескорыстными. К сожалению, зачастую эти принципы не соблюдаются, и в СМИ постоянно публикуются злоупотребления служебным положением, акты взяточничества, да и просто скандалы, основанные на интересах личных.
Что касается возможного урегулирования деятельности государственных служащих, то одним из способов решения проблем такого рода лежит в области законодательного регулирования. В ряде стран, в том числе и в России, требования к служебному поведению государственных служащих получили нормативное закрепление в кодексе этики и служебного поведения государственных служащих.
В 2010 году в России был разработан типовой кодекс служебного поведения. Данный документ должен оградить служащих от взяточничества, предотвратить конфликт интересов, предательство интересов национальных. Но при этом кодекс нуждается в некоторой доработке: он не подкреплен никакими механизмами, которые смогут обеспечить соблюдение содержащихся в нем норм. Нарушение правил этического кодекса предполагает лишь моральные и дисциплинарные санкции, которые, к сожалению, не страшны высшим должностям власти. Поэтому введение кодекса не получило должного эффекта, и необходимы другие меры для подкрепления моральной составляющей службы в государственном управлении.
Здесь важно учитывать и другой аспект. Вопрос служебной этики останется открытым до тех пор, пока сами руководители управления не захотят проводить содержательную политику управления страной, нести полную ответственность за свои поступки, а не создавать лишь видимость рациональной деятельности.
Будущее нашей страны напрямую зависит от того, какие люди окажутся у власти и о ком они будут думать, управляя государством. Народ нуждается в управленцах, способных не поддаваться коррупции, находясь у власти, проявляющих компетентность и профессионализм, помнящих и уважающих свой народ, свою страну.
Этика (или нравственные основания понятия) лидерства в управлении — Цель выявить особенности лидера как трансл
- Людмила Капустина
- Этика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Капустина
Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет. Работаю преподавателем около 30 лет. Научная степень – кандидат наук, написала 24 научные статьи. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором в компании «Диплом777».