В годы Второй мировой войны и после ее завершения, невзирая на сложности, организационное укрепление федералистского движения и концептуально-программное оформление федералистских взглядов продолжились («Манифест Вентонене», 1941 г., «Манифест европейского Сопротивления», 1944 г., «Манифест из 12 пунктов», 1946 г., Европейский союз федералистов, конгрессы европейского движения и др.). Но к концу 1940-х гг., по мнению Р.Т. Гриффитса, происходит раскол федералистского движения на два течения: традиционных и новых федералистов.
3) Становление Европейских сообществ и переход инициативы к функционализму (1950-е – 1960-е гг.). Создание Европейских сообществ (1951 – 1957 гг.), с одной стороны, свидетельствовало о начале наднационального сотрудничества – сначала на основе секторальной, а потом – и широкой интеграции в Европе. С другой, приоритетной сферой интеграции была провозглашена социально-экономическая; идея федерального политического союза в реальной практике европейской интеграции стала относительно маргинальной. На взгляд В.Г. Барановского, особую роль в этом сыграл провал Договора о ЕОС, после чего «приверженцам западноевропейской федерации пришлось отказаться от метода «штурма и натиска»
Вместе с тем, в декларации Шумана (1950 г.), признаваемой первой целостной концепцией европейского строительства, развитие интеграции путем «конкретных достижений» понималось как первый шаг «в основании Европейской федерации, без которой невозможно сохранение мира…». Это предполагало сохранение прежней аргументации федералистов, апеллировавших к федерализму как инструменту искоренения «национального эгоизма» – предпосылки войн и конфликтов.
В теоретическом дискурсе прослеживается разнообразие суждений. Так, Н. Каталано предложил идею «частичной федерации»; Г. Геро выдвинул теорию «функционального федерализма», по которой ЕОУС признавалось «смешанным юридическим типом, гибридом», а функциональное сотрудничество – основой для формирования федерального союза. Европейские сообщества стали рассматриваться как части «мирового федерального союза» (Ж. Бюрдо, М. Дюверже). Но достаточно распространенными были и иные подходы и концепции – «функциональной конструкции Европы» (Л. Карту), конфедеративный (О. Филипп) и др.
4) Усиление политического компонента европейской интеграции и реактуализации федеративной идеи (1970-е – 1980-е гг.). Кризис Европейских сообществ во 2-й половине 1960-х гг. и достижение «люксембургского компромисса» (1966 г.) привели к разработке программы реформы их органов и интеграционной политики в целом (доклад Тиндеманса, 1975 г., комитет Дуга, 1979 г., план Геншера – Коломбо, 1981 г., подписание Единого европейского акта, 1986 и пр.). Прежний ориентир федералистов – Соединенные Штаты Европы – был заменен новым – Европейским Союзом. Катализатором интеграционных процессов в Европе выступил и внешний фактор – начало «фундаментальной перестройки в мировом масштабе» – «кардинальные изменения как в отношениях между Западной Европой и США, так и в отношениях между Востоком и Западом (подрыв влияния США, «кризис доверия» в НАТО и пр.).
5) Этап конституирования Европейского Союза (1992 – 1999 гг.). Создание Европейского Союза оживило федералистские настроения, хотя в Маастрихтском договоре целью называлось образование ЕС как «более тесного союза между народами Европы», но не федеративного образования, против чего выступила Великобритания. М.Л. Костенко и Н.В. Лавренова замечают, что ЕС на тот момент формально отвечал определенным признакам федерации (единое гражданство, предполагаемое введение единой валюты и т.п.), но не являлся федерацией в «чистом виде». По их мнению, федеральная конструкция, которая может возникнуть в будущем, будет существенно отличаться от уже известных образований, а одним из важнейших условий его успешного функционирования будет четкое нормативное урегулирование вопроса о соотношении компетенций этого образования и его членов.
Дальнейшее развитие ЕС (обсуждение институциональной реформы, подписание Амстердамского договора 1997 г., расширение до 15 членов и начало переговоров со странами Центральной и Восточной Европы, переход к евро, изменение роли Германии в Европе, соответственно, – баланса сил внутри франко-германского альянса и др.) характеризуется многообразием предлагаемых когнитивных конструкций.
6) Современный этап (с начала 2000-х гг.).
Расширение ЕС до 28 членов, принятие договора Ниццы (2001 г.), провал Договора, учреждающего Конституцию для Европы, его замена компромиссным Лиссабонским договором (2007 г.), вступившего в силу в декабре 2009 г., обострение трудностей в зоне евро, миграционный кризис, усиление разногласий между членами Союза, акция Великобритании по выходу из ЕС (Brexit) укрепили тенденцию к диверсификации интересов акторов интеграционной системы, аналитических и политических концепций ее возможного развития.
Таким образом, всесторонне изучив этапы формирования Европейского Союза в рамках первой главы, следует отметить, что история зарождения Европейского союза имеет много предпосылок, но основной причиной для объединения является прекращение войн между странами соседями. Для достижения этой цели, в рассматриваемом процессе принимали участие видные и известные общественные деятели, философы, ученые и политики. Благодаря идеям таких деятелей Европейский Союз появился на мировой арене.
Этапы формирования ЕС и права ЕС
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.