Согласно ситуационному подходу, поведение организации зависит от сил окружающей среды. Следовательно, ситуационный подход считает, что поведение одного подразделения зависит от его окружающей среды и взаимоотношений с другими подразделениями, которые имеют влияние на него. Ситуационный подход стремится понять взаимосвязи между подсистемами, а также между организацией и ее окружающей средой. Главной целью ситуационного подхода является предложение наиболее подходящих решений для конкретных ситуаций. [5,c.9]
Важной чертой в стратегическом управлении выступает механизм принятия решений, речь о котором пойдет в следующем параграфе.
1.2. Особенности принятия решений в стратегическом управлении
Стратегическое управление связано с лидерством, особенно в процессе реализации, когда фирма устанавливает свои ежегодные цели, разрабатывает политику и выделяет ресурсы для обеспечения успешного выполнения стратегий. Это включает в себя разработку стратегии создания эффективной организационной структуры, перенаправление маркетинговых усилий, подготовку бюджетов, разработку и использование информационной системы и увязку вознаграждения сотрудников с организационной эффективностью. В этом процессе внедрения, менеджмент требует от сотрудников приверженности к задачам проекта, чтобы в конечном итоге достичь желаемой цели и результатов. [7,c.13]
Следовательно, лидерство выходит на первый план, когда сотрудники полагаются на руководителей и менеджеров и их способность наилучшим образом использовать свои навыки и возможности.
Кроме того, это включает в себя эффективное использование ресурсов для решения проблем и предоставления решений на месте. Эта связь между стратегическим управлением и руководством зависит от использования различных стилей руководства, чтобы максимально использовать человеческий капитал, чтобы помочь организации добиться успеха.
Факторы, влияющие на принятие стратегических решений:
1.Специализация (сфера деятельности) предприятия;
2.Организационно-правовая форма предприятия;
3.Политико-правовая среда;
4.Экономическая ситуация, в том числе конкуренция;
5.Уровень развития технологий;
6.Отношения с поставщиками, потребителями и другими контрагентами;
7.Организационная культура, структура предприятия.
В рамках перечисленных процессов стратегического управления менеджерами высшего звена принимаются решения в области определения миссии и целей организации; выбора, реализации, контроля реализации стратегий фирмы, продукта, использования потенциала человеческих ресурсов.
Особенности стратегических решений:
1.Высокая степень неопределенности и риска;
2.Принятие решений на высшем уровне управления;
3.Сложность автоматизации процесса принятия стратегических решений;
4.Определяющая роль всей дальнейшей деятельности предприятия;
5.Необходимость создания организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, а также систем мотивации и организации труда.
Достоинством стратегического подхода к управлению являются:
1) обеспечение направленности всей организации на основной момент стратегии: «что мы стараемся делать и чего добиваемся?»;
2) потребность более точно отзываться на появляющиеся изменения, новые возможности и угрожающие тенденции;
3) вероятность анализировать альтернативные вариации основательных инвестиций и совершенствования кадров, точнее профессионально преобразовывать потенциал в стратегически оправданный и производительный;
4) возможность объединять относящиеся к стратегии решения руководящего состава всех ступеней менеджмента;
5) разработка условий, благоприятных предпринимательству, которые смогут подвести организацию к адекватной реакции на перемену обстоятельств внешних и внутренних факторов.
Пятое достоинство, заключается в том, что передовые стратегии могут стать подсказкой к увеличению показателей производительности предприятия в долгосрочном промежутке времени
Как известно из истории бизнеса, наибольших показателей достигают чаще всего компании активные и передовые, а не те, что всего лишь реагируют на поменявшиеся условия или держат оборону в конкуренции. Процветающие компании приступают к стратегическим наступлениям для сохранения стабильного конкурентного преобладания, а после используют свою часть рынка для достижения наилучших материальных показателей, прибыли.
Активное исполнение креативной, своеобразной стратегии поможет закрепить предприятие на высоких позициях, предоставляя раскрутку ее товаров и услуг до того момента, пока они не превратятся в шаблон данной сферы.