В 1989 году образовался объединение «Газпром». «Газпром» играет важную роль для России. Он даёт около 8% ВВП России, обеспечивает одну четвёртую часть абсолютно всех налоговых поступлений в госбюджет. 25 ноября 1991 года был организован государственное нефтяное объединение «ЛангепасУрайКогалымнефть» («ЛУКойл»).
Таким образом, естественные монополии считаются первостепенным элементами финансовой системы Российской федерации, с собственными отрицательными и положительными факторами.
1.3 Естественная монополия в условиях экономического кризиса
В 2014 году начался финансовый кризис в России. Все это началось резким спадом мировых цен на нефть, а также введением экономических санкций против России, к сожалению, большая часть дохода России зависит от ее экспорта, в связи с этим стремительно ослабилась национальная валюта по отношению к иностранным валютам. В стране начался экономический спад, сильный рост инфляции, снизился потребительский спрос и реальные доходы населения. Мировой финансовый кризис привел к оттоку иностранного капитала из нашей страны, к резкому истощению фондовых рынков, к трудностям с платежеспособностью и ликвидностью, к колоссальному ухудшению в ряде отраслей российской экономики.
Из-за существенных трудностей доступности российских компаний к финансированию, стремительно сократились инвестиционные программы крупных фирм. Происходит снижение инвестиционной привлекательности в некоторых отраслях. Особенно в тех отраслях, где основная деятельность фирмы основана на экспорте.
Сильное влияние кризиса на российскую экономику началось с конца 2014 года. Основным фактором является резкое падение цен на нефть.
Ослабевшая национальная валюта усложняет выплату иностранного долга во многих компаниях. Компании, у которых есть иностранный долг, в основном компании естественных монополий. (энергетические компании). Российские компании были вынуждены обращаться к иностранным рынкам капитала, так как в зарубежных странах процентная ставка была более низкой.
По закону Российской Федерации «О естественных монополиях» ФЗ-№ 147 «естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
Естественная монополия, где по объективным условиям, не зависящим от воли людей и государства, по самой природе вещей иное состояние рынка, кроме монополии, невозможно или нецелесообразно. В сферах деятельности естественных монополий, например, железнодорожных перевозках, установлен специфичный, по сравнению с иными видами монополий, механизм правового регулирования: действует своя система нормативно-правовых актов, особая система государственных органов регулирования и контроля их деятельности.
Деятельность монополии может негативно сказываться на экономическом положении государства, так как она предоставляет основную массу товаров на рынок и заинтересована в повышении цен на свою продукцию и добивается этого. Увеличение цен приводит к инфляционным процессам и, соответственно, к нестабильному состоянию экономики. Каждый год цены на энергоносители повышаются минимум на 20%, хотя из общемировой практики известно, что предельно в условиях экономического кризиса. В этой связи важное значение имеет совершенствование государственного регулирования, реструктуризация и перспективы дальнейшего развития украинских естественных монополий.
В настоящее время падение спроса на услуги естественных монополий вынуждает их сокращать инвестиционные программы. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу при росте спроса, связанном с выходом экономики из кризиса. Отечественные естественные монополии в последние годы привыкли работать в условиях дефицита. Такой дефицит до кризиса ощущался в газодобыче, электроэнергетике и на железнодорожных перевозках. Поэтому кризисное падение спроса особенно болезненно для монополий, где менеджменту тяжело оптимизировать работу этих неповоротливых структур. Недостаточная мобильность и гибкость монополий снижает эффективность самой экономики и повышает ее уязвимость.
В этой связи резкий секвестр инвестиций в отрасли естественных монополий в период кризиса, безусловно, неблагоприятно отразится на внутренней жизни страны, ее международном имидже и будет иметь крайне тяжелые последствия для всей российской промышленности, в частности металлургии, энергетического и транспортного машиностроения, а также строительной отрасли. Как отметил Ю. Саакян, ОАО «Газпром» закупает около половины от всего объема производства труб большого диаметра в России. Если предположить, что сокращение инвестиционной программы приведет к пропорциональному сокращению отдельных статей затрат, то при сокращении инвестиционной программы ОАО «Газпром» на 25% произойдет снижение спроса на ТБД в России на 12,5%.
Поддержка инвестиционного процесса в инфраструктурных отраслях — один из наиболее действенных механизмов увеличения внутреннего спроса на отечественную промышленную продукцию. В связи с этим глава Института проблем естественных монополий заявил, что набор мер государственной поддержки в этом направлении может быть самым широким [2, с. 154-155]. По сути, естественные монополии в период кризиса способны стать одними из ключевых потребителей российской промышленной продукции, обеспечивая необходимый уровень спроса для сохранения производства. В связи с этим сохранение относительно высокого уровня роста тарифов естественных монополий способного возместить хотя бы часть их выбывающих доходов, именно в период кризиса обретает смысл. Если естественные монополии откажутся от инвестиций на период кризиса, то после его завершения возникнет острый дефицит инфраструктурных мощностей. Причем, учитывая длительность инвестиционных циклов в инфраструктурных отраслях, дефицит может продлиться не менее трех, а то и пяти лет. И каждый год только на этом дефиците экономика будет терять 2-3% роста ВВП. Мировой экономический кризис привел к сокращению спроса на товары и услуги, в том числе и монопольных объединений, что негативно отражается на их выручке. Однако монополисты, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, завышают цены на свою продукцию, хотя мировые цены наоборот падают. Кризисные процессы отодвигают запланированные инвестиционные проекты. Чем дальше откладываются стратегические инвестиционные проекты, которые должны обновить производственные мощности, тем будут затраты на их ввод при росте спроса на выходе из кризиса.