Практические психологи используют для диагностики «эмоционального выгорания» разные шкалы и тесты (Госпитальную шкалу тревоги и депрессии, шкалу Цунга и пр.). В целях более профессиональной диагностики применяется опросник «ОРПВ» (под ред. проф. В.А. Винокура) (Овчинников Ю.В., Палченкова М.В., Калачёв О.В., 2015).
Наиболее высокими являются показатели симптома «переживание психотравмирующих обстоятельств», проявляющегося в накоплении раздражения и отчаяния от осознания психотравмирующих аспектов осуществляемой профессиональной деятельности и невозможности изменить ситуацию (Петров А.П., 2013). Второе место по степени выраженности занимает симптом «тревога и депрессия», который проявляется в ходе осуществления профессиональной деятельности в особенно сложных обстоятельствах, вызывающих в качестве средства психологической защиты синдром перегорания (Москалев С.В., Антоненко И.В., 2017).
Симптомы фазы сопротивления:
неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;
развитие эмоционально-нравственной дезориентации;
расширение сферы экономии эмоций;
редукция специалистом своих должностных обязанностей (Макарова К.Ф., 2010).
Данная фаза начинает действовать с возникновения напряжения, при осознании которого индивид пытается избежать оказываемого эмоциональными аспектами воздействия при помощи полного или частичного ограничения эмоциональных реакций. В рассматриваемой фазе доминирует симптом «неадекватного избирательного реагирования» (Кубенкова Г.С., 2010).
Симптомы фазы истощения:
наличие эмоционального дефицита;
появление личностной отстраненности;
возникновение эмоциональной отстраненности;
психовегетативные и психосоматические нарушения (Макарова К.Ф., 2010).
Указанная фаза характеризуется снижением общего энергетического тонуса. Обязательным атрибутом личности выступает синдром перегорания как форма эмоциональной защиты. Наличия доминирующих симптомов в рассматриваемой фазе не выявлено.
По мнению М. Буриш, синдром выгорания включает следующие фазы:
Предупреждающая фаза:
а) этап чересчур активного участия, характеризующийся следующими симптомами:
чрезвычайной активностью индивида;
вытеснением неудач, разочарований и переживаний из сознания;
отказом специалиста от потребностей, которые не связаны с его работой;
ограниченностью социальных контактов;
б) этап истощения, характеризующийся следующими симптомами:
бессонницей;
постоянным чувством усталостью;
высокой угрозой несчастных случаев.
Фаза снижения уровня участия специалиста, характеризующаяся следующими симптомами:
а) по отношению к осуществляемой специалистом профессиональной деятельности:
опозданием на работу, искусственным продлением перерывов, уходом с работы раньше времени;
отсутствием у индивида желания выполнять свои прямые обязанности;
подчеркиванием материального аспекта в недовольстве своей работой;
б) по отношению к окружающим людям:
отсутствием эмпатии;
наличием у специалиста безразличности ко всему;
всему даются оценки циничного характера;
в) по отношению к коллегам и посетителям:
трансформацией помощи в контроль и надзор;
обвинением других людей в собственных неудачах;
утратой положительного восприятия специалиста со стороны коллег;
определенной стереотипизацией поведения по отношению к коллегам и посетителям;
возникновением негуманного подхода к людям;
г) возрастание требований:
появлением чувства зависти;
возникновением переживаний из-за использования тебя людьми;
утратой жизненных идеалов;
концентрацией внимания индивида на своих потребностях.
Фаза эмоциональных реакций, характеризующаяся следующими симптомами:
а) при агрессии:
подозрительностью и конфликтностью индивида;
бескомпромиссностью и отсутствием толерантности;
формированием у индивида защитных установок;
обвинением окружающих в своих неудачах;
б) при депрессии:
постоянным ощущением своей вины;
снижением самооценки;
лабильностью настроения;
безосновательными страхами;
появлением апатии.
Фаза деструктивного поведения, характеризующаяся следующими симптомами:
а) в эмоционально-социальной сфере:
проявлением безразличия ко всему и избеганием контактов неформального характера;
отсутствием участия в жизни других людей и привязанности к конкретному человеку;
избеганием тем, касающихся работы;
одиночеством и самодостаточностью индивида;
б) в мотивационной сфере:
отсутствием у индивида собственной инициативы;
выполнением заданий в строгом соответствии с имеющейся инструкцией;
снижением эффективности деятельности;
в) в интеллектуальной сфере:
снижением у индивида концентрации внимания;
отсутствием способности выполнять сложные задачи,
ригидностью мышления;
отсутствием воображения;
г) в сфере жизненных установок:
ощущением полной беспомощности;
ощущением бессмысленности жизни;
экзистенциальным отчаянием;
д) в сфере иммунитета и психосоматических реакций:
неспособностью индивида к расслаблению в свободное время;
бессонницей;
симптомами сексуальных расстройств;
алкогольной, кофеиновой, никотиновой зависимостями;
повышенным давлением, головными болями, тахикардией;
болями в позвоночнике;
расстройством пищеварительной системы (Буриш М. по: Андреяшкин О.В., Акинина Е.Б. Профессиональное выгорание, его суть и структура в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, 2018).
В качестве основы нашего исследования будет выступать личностный подход к изучению выгорания. Собственные модели синдрома выгорания выстраивались учеными в зависимости от подхода: факторные, процессуальные, динамические, фазовые.
Несмотря на то, что согласно теоретическому анализу, исследователи по-разному определяют синдром выгорания (как результат, как процесс), их позиции сходятся в том, что ценностно-смысловая сфера и личностные особенности играют основную роль в формировании выгорания. Для высокой эффективности труда индивида, профессия должна обладать для него смыслом. Неспособность человека увидеть новые смыслы в своей трудовой деятельности обуславливает снижение его удовлетворенности трудом и способствует развитию выгорания.
Эмоциональное выгорание в сфере управления человеческими ресурсами
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.