Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Экзистенциалистская философия бунта в повести А. Камю «Посторонний».

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

По мнению философа, бунт необходим каждому человеку, чтобы жить. Он служит «средством предотвращения упадка общества» [14]. Именно бунт объединяет людей. Его итогом становится новый бунт. Помимо простого бунта, существует «метафизический бунт, представляющий собой “восстание человека против всего мироздания”. Такой бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели людей и вселенной» [14]. Из метафизического бунта вытекает революция. «Пределом метафизического бунта является, по Камю, метафизическая революция, в ходе которой во главе мира становятся великие инквизиторы. Идея о возможности появления великого инквизитора была позаимствована А. Камю из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”. Великие инквизиторы устанавливают на земле царство небесное» [14], которое становится воплощением всеобщего счастья.

§2. Отражение философских взглядов писателя в его произведениях
Философские взгляды Альбера Камю нашли отражение и в его художественных произведениях. Лучшие из них были созданы в 1940-е годы. В 1945 году Камю написал свою самую известную пьесу «Калигула», посвященную одному из самых жестоких и безумных диктаторов в истории Древнего Рима. Многие исследователи были склонны отождествлять Калигулу с современными фашистскими диктаторами. На самом деле, образ Калигулы у Камю гораздо глубже и человечнее. Для драматурга он, прежде всего, бунтарь, подобный Сизифу. В предисловии к американскому изданию своих пьес Камю писал, что «Калигула» — это «история верховного самоубийства» [10].
В начале пьесы Калигула очень молод, к тому же, он мягок и добр. Его мечта – достать Луну с неба и сделать всех людей счастливыми. Но умирает его любимая женщина, и молодой император понимает, что люди страдают и умирают, сделать всех счастливыми так же невозможно, как невозможно достать с неба Луну. Тогда Калигула и становится бунтарем, протестующим против несправедливости мироздания. Но его бунт оборачивается жестокостью и кровопролитием.
Осознав, что жестокость не несет в себе ни свободы, ни забвения, Калигула, зная о готовящемся против него заговоре, добровольно идет навстречу собственной гибели. Позднее Камю так прокомментировал судьбу своего героя: «Если правда Калигулы — в его бунте, то его ошибка — в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя» [10].
«Калигула» Альбера Камю имеет богатую сценическую историю. Первым исполнителем роли Калигулы во Франции стал 23-летний Жерар Филип, вскоре признанный самым красивым и талантливым актером страны. В России Калигулу играли Олег Меньшиков (1990, Театр имени Моссовета), Константин Хабенский (1998, Театр имени Ленсовета), Даниил Страхов (2002, Театр на Малой Бронной), Евгений Миронов (2011, Театр наций).
Крупнейшим прозаическим произведением Камю стала «Чума» (1947). Это роман-хроника об угрожающей всем людям болезни. Образ чумы аллегоричен, в нем легко узнается заполонившая Европу «коричневая чума» — фашизм. Однако чума – это и мировое зло, неотделимое от человеческого бытия. Главной проблемой романа является возможность сопротивления «чуме», охватившей алжирский город Оран. Герой романа – доктор Бернар Риэ – не хочет смиряться с распространением болезни, он ни минуты не сомневается в необходимости выполнять свой врачебный долг, несмотря на то, что это может стоить ему жизни. Риэ – не только врач, но и философ, а потому он стремится лечить не только тела, но и души человеческие, понимая, что залог победы – лишь в объединении людей.
Один из персонажей романа – журналист Рамбер, случайно оказавшийся в зачумленном городе. Сначала он пытается бежать, вырваться на свободу. Таково стремление многих героев произведений экзистенциалистов. Но потом Рамбер отказывается от своего замысла, не желая «быть счастливым одному».
Глубоко символичен финал романа: чума отступила. Счастливые люди празднуют освобождение от страшной болезни. Лишь доктор Риэ, в образе которого проглядывают черты Сизифа, осознает, что торжество недолговечно. Можно победить конкретное зло в отдельно взятом городе, но победить Зло, царящее в мире, выше человеческих сил: «… вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, Риэ вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, – что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города» [8, с.296].

Picture of Людмила Филатова
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.