Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Экспериментальное изучение восприятия

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Итак, в психологии восприятие трактуется как целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно влияющего на органы чувств. Восприятие является первым этапом усвоения информации. Его сущность как познавательного процесса заключается в том, что в сознании человека происходит переход от ощущения к непосредственно восприятию, от сенсорного образа к целостному перцептивному.

1.2. Особенности и свойства восприятия
Психологи выделяют несколько типов восприятия, называя его эмоциональным, аналитическим и образным. В младшем школьном возрасте преимущественно преобладает эмоциональный тип восприятия. Восприятие у младших школьников этого возраста некритическое, что можно объяснить отсутствием достаточного жизненного опыта у детей в силу их возраста, а также недостаточностью активности познавательной сферы. Также для этого возрастного этапа развития, детям характерно в большей степени непроизвольность восприятия. Именно поэтому младших школьников в первую очередь привлекают яркие, необычные предметы.
В процессе работы педагога с детьми младшего школьного возраста следует обращать внимание на особенности восприятия. Первой особенностью является активность личности, которая воспринимает объект. Само влияние раздражителя на органы чувств не обеспечивает его восприятия – для получения перцептивного образа необходима еще и встречная активность личности. Вторая особенность восприятия – осмысленность образа, который происходит на основе анализа, сравнения и обобщения объекта восприятия. Так, осмысленность информации исходит из синтеза данных, их объединения в целостный образ. Этот синтез происходит на почве анализа содержания отдельных объектов и явлений, учета их особенностей, а также общей ситуации, когда осуществляется восприятие.
Осмысленность как свойство образа, воспринятого в результате отражения явлений, тесно связывается с осмыслением как познавательным процессом, который следует за восприятием. Осознанное восприятие информации всегда предусматривает его осмысление и фиксацию в памяти. Эффективность восприятия учебного материала является важнейшим условием для перехода к дальнейшему познанию, связанному с пониманием, усвоением и овладением знаниями, навыками и умениями, с оперированием понятиями, гипотезами, принципами, законами [20].
Единство содержания и формы образа восприятия является третьей его особенностью. Каждый предмет восприятия характеризуется этим единством. Так, восприятие какого-либо предмета предусматривает выделение не только его формы, но и смыслового содержания. Четвертая особенность восприятия связана с явлением апперцепций, то есть с зависимостью содержания восприятия от прошлого опыта личности, ее интересов, установок, возрастных и индивидуальных особенностей [10].
Следует назвать предметность восприятия, под которой имеют ввиду формирование такого чувственного образа предмета, такого представления об определенном явлении, которое отвечает объективной реальности. Это значит, что представление о предмете должно характеризоваться такими же свойствами, которыми наделен сам предмет как объективно существующий. Достижение соответствия перцептивного образа и реального явления может быть возможным лишь при соблюдение таких условий, как: полнота, достаточность и необходимость, доступность и понятность человеку воспринимаемого материала. Другие свойства восприятия (целостность, структурность, константа, осмысленность) тесно связаны с предметностью и способствуют эффективному усвоению знаний в системе на уровне всего предмета, курса, раздела, темы. Обеспечение предметности не является возможным, если предмет не воспринимается целостно и структурно. Восприятие является целостным, если сначала воспринимается предмет в целом (целостно), а потом – его отдельные части. Соответственно, создание общего, целостного образа явления, понятия, события должно предшествовать детальному изучению их составляющих.
Также выделяют структурность и константность восприятия. Структурность восприятия имеет особенное значение, поскольку она позволяет различать образы, близкие по содержанию [4]. Константность как свойство перцептивного образа означает его относительную независимость от условий пребывания воспринимаемого предмета. Благодаря этому в памяти хранится эталонный образ объекта восприятия, который корректирует любые результаты в сторону стабильности. Из-за этого предметы и явления воспринимаются в совокупности их стойких черт [5, с. 111].
На динамику и эффективность восприятия влияют разнообразные факторы, прежде всего субъективного характера, например, интересы, потребности, внимание, привычки, склонности, убеждения личности. Важную роль играют особенности восприятия объективной реальности, по которым Давид Колб выделил и описал две основных группы людей. К первой он отнес тех, кто воспринимает путем ощущения, рассматривает себя в сегодняшней действительности, обращается к фактическому опыту. Они углубляются в себя, у них развитая интуиция. Ко второй, тех, кто больше обращается к абстрактным измерениям реальности. Они анализируют события, которые происходят, их интеллект дает первую оценку, они резюмируют опыт, доходят до всего логично. Эти два типа восприятия, хотя и разные, но все же больше дополняют друг друга, чем исключают и являются одинаково ценными [3, 4].
Итак, к свойствам восприятия относят осмысленность, предметность, целостность, структурность, константность и избирательность. Особенности каждого свойства восприятия необходимо обязательно учитывать учителю при работе с детьми младшего школьного возраста.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜