Участники историко-литературных экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, ученых, художников, государственных и общественных деятелей. Особое значение отводится встречам с современниками знаменитых людей, так как их рассказ, указывалось в «Русском экскурсанте», «действует на юношеское воображение всегда сильнее всяких книг и рефератов».
Экскурсии естественноисторические имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание при их проведении обращалось на сбор различных коллекций: ботанических, зоологических, геологических.
Экскурсии на фабрики и заводы рекомендовалось проводить для учащихся старших классов, особенно 7-х классов реальных училищ, выпускники которых могли стать студентами специальных учебных заведений.
Тип художественно-географических и этнографических экскурсий объединял три различных их вида: художественные, географические и этнографические. При географической цели экскурсии нельзя игнорировать население; интересно узнать и тип его, в особенности, если данный край инородческий, религиозные верования и быт. Все это при данном соединении в одно трех различных экскурсионных целей, может быть выполнено с интересом, хотя, конечно, не вполне научно, а скорее в форме литературно-художественной, но в то же время обязательно с точными данными и по возможности вполне обстоятельно».
Экскурсии трудовой помощи возникли в период первой мировой войны и представляли собой поездку группы учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны оказались без рабочих рук.
Выделение типа общеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с тем, что городские школьники совершенно не знали деревню, сельским столь же мало было известно о городе. При опросе городских школьников оказалось, что никогда не видели пахоты 30% мальчиков и 60 % девочек, ржи в поле – соответственно 34% и 60%, деревни зимой– 45% и 49%. и это определило появление самостоятельного типа экскурсий по знакомству с жизнью села городских школьников и города – сельских.
Горожанам в общеобразовательных и бытовых экскурсиях показывали поля, крестьянский труд и быт, одновременно с этим уделяя внимание природе. Деревенских детей знакомили с вокзалами, поездами, улицами с трамваями, автомобилями, велосипедами, общественными зданиями, жилыми домами, заводами, фабриками, кинематографом и др.
Экскурсии отдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых на природе.
В настоящее время в работе экскурсионных учреждений может использоваться классификация, в основу которой положены следующие признаки:
— состав участников;
— содержание;
— тематика;
— место проведения;
— форма проведения;
— способ передвижения;
— цикличность
По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для:
— детей и школьников;
— взрослых (студенты, учащаяся молодежь и т.д.);
— городских жителей;
— сельских жителей;
— местного населения;
— приезжих туристов;
— индивидуалов.
По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии затрагивают несколько тем.
Обзорные экскурсии строятся на показе объектов, различных по форме и содержанию. Хронологические рамки обзорной экскурсия − в основном всегда от первого упоминания в летописи данного города (селения) до сегодняшнего дня. Обзорные экскурсии, как правило, многотемными, многоплановыми. В них используется исторический и современный материал.
В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени.
Искусствоведческие экскурсии – это экскурсии, в основе которых лежат виды и жанры искусства (например «Дух огня» в Ханты-Мансийске», «Югра многоликая»,
Музейным экскурсиям свойственно обслуживание экскурсантов согласно профилю музея, т. е. его отношения к определенной отрасли производства, культуры, искусства и др.
Городские экскурсии могут быть обзорными и тематическими, посвящены показу частей или всего города в целом. Загородные экскурсии проводятся в конечном пункте следования; сочетаются в пути с экскурсией в конечном пункте по содержанию они делятся на обзорные и тематические.
Пешеходные экскурсии становятся все более популярными: они обеспечивают маневренность группы экскурсантов на маршруте, дают возможность участникам экскурсии глубже изучить, исследовать объекты, представить себя участником событий. Маршрут пешеходной экскурсии − логический, последовательный зрительный ряд, длина пешеходных городских экскурсий не должна превышать 6 км, а загородных − 10-12 км.
Для проведения экскурсий с использованием транспорта могут применяться различные транспортные средства: автобусы, городской наземный и подземный транспорт (трамвай, троллейбус, метро), электрички, вертолеты и др.
Экскурсии с использованием транспортных средств носят характер массовости и требуют тщательной проработки маршрута, оценка полезности которого может быть получена с помощью коэффициента познавательности.
Комбинированные экскурсии позволяют сочетать два вида экскурсии: в экскурсию с использованием транспортных средств, как составляющая включается пешеходная экскурсия.
По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные и тематические циклы экскурсий
Туризм играет особую роль в решении задач нравственного воспитания. Совместное прохождение маршрута, дружная жизнь в одном коллективе способствуют воспитанию взаимопомощи, взаимовыручке, общительность, заботливость, чуткость в этих условиях становятся общепринятой нормой поведения.
Экскурсия, как образовательный процесс. Принципы классификации экскурсии.
- Екатерина Турова
- Туризм
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Екатерина Турова
Мне 36 лет, меня зовут Екатерина Турова. 12 лет назад окончила СГУ, факультет туризма, сервиса и спорта. Сейчас преподаю сама. В свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием научных статей. В компании «Диплом777» работаю с 2013 года, помогая школьникам и студентам в решении любых аттестационных работ. Часто помогаю с написанием курсовых и дипломных работ, а также консультирую тех, кто пишет их самостоятельно.