Градостроительный кодекс РФ регулирует также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль за реализацией градостроительной деятельности, определяет ответственность за нарушение законодательства РФ о градостроительстве.
Одной из основных сфер деятельности органов местного самоуправления является ЖКХ, обеспечение населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Учитывая, что в данных сферах в последние годы наряду с муниципальными учреждениями основную роль стали играть представители частного капитала, произошел существенный пересмотр роли органов местного самоуправления.
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с этим законом вопросом местного значения поселения и городского округа является обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями согласно жилищному законодательству.
Кроме этого, органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют благоустройство и озеленение территории поселения; обеспечение электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; сбор и вывоз мусора; освещение улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
Тарифное регулирование предусмотрено ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными организациями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также регулируют тарифы на товары и услуги предприятий ЖКХ (кроме производителей в сфере электро- и теплоснабжения), тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавки к тарифам на товары и услуги предприятий ЖКХ, надбавки к ценам для потребителей.
Полномочия, органов местного самоуправления в сфере тарифного регулирования, которыми их наделяет законодательство Российской Федерации, подразделяются на две группы:
1) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) установление тарифов на отдельные услуги, прямо предусмотренные федеральным законодательством, независимо от формы собственности субъектов, предоставляющих данные услуги.
В первом случае полномочия органов местного самоуправления производны от прав муниципального образования как собственника имущества. В данном качестве муниципальное образование самостоятельно определяет производственную и финансовую деятельность создаваемых им юридических лиц, в том числе в части ценообразования.
Вместе с тем реализация органами местного самоуправления указанного права подпадает под ряд ограничений и изъятий.
Прежде всего она не должна ограничивать конституционные права граждан на бесплатное представление услуг, оказываемых в соответствии с государственными стандартами муниципальными учреждениями образования и здравоохранения. Данные учреждения вправе оказывать платные услуги, но исключительно за рамками гарантированного государством их бесплатного объема. Некоторые услуги, оказываемые в том числе муниципальными организациями, подлежат государственному тарифному регулированию.
Органы местного самоуправления либо не вправе их регулировать вообще (если фиксированный тариф устанавливается уполномоченным государственным органом), либо регулируют данные тарифы строго в границах их предельных значений или по методике, определенной уполномоченным государственным органом. Перечень соответствующих услуг определен постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 г. № 2391.
Полномочия органов местного самоуправления по регулированию тарифов, распространяющиеся на организации независимо от их формы собственности, связаны, главным образом, с функционированием коммунального комплекса и предоставлением жилищно-коммунальных услуг населению. Законодательными актами, закрепляющими компетенцию органов местного самоуправления, являются Жилищный кодекс РФ и
Тарифное регулирование — широкий по объему прав и обязанностей механизм, который выходит за рамки только установления тарифа, охватывая регулирование и планирование развития всего коммунального сектора муниципальной экономики. К числу базовых полномочий в данной сфере относится утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Органы местного самоуправления также утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры и регулируют:
– тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры;
– тарифы организации коммунального комплекса на подключение;
– надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса;
– надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, направляемые на финансирование инвестиционных программ данных организаций.
Органы местного самоуправления вправе вводить указанные надбавки даже в отношении тех услуг, цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами (например, на тарифы энергоснабжающих организаций).
Кроме вышеперечисленных и иных законов в сфере жилищного регулирования действуют подзаконные акты, а также законы субъектов РФ согласно ст. 72 Конституции РФ, которая определяет, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Таким образом, обобщив все вышеперечисленное, следует отметить, что государство ведет активную политику, направленную на улучшение сферы жилищно-коммунального хозяйства. Тем самым, оно старается обеспечить население РФ лучшими условиями для проживания. Государственная поддержка жилищно-коммунального хозяйства является важной составной частью социально-экономических преобразований в России и одним из главных направлений деятельности государственных органов.
Экономика предприятия жилищно-коммунального хозяйства
- 2020-05-15
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.