В то же время, несмотря на наличие очевидных преимуществ, у политики фискального типа имеются определенные недостатки. Основным из них принято считать наличие так называемого «эффекта вытеснения», возникающего при росте объемов государственных закупок в целях стимулирования национальной экономики страны.
Мультипликативный рост доходов приводит к повышению спроса на деньги, в результате чего повышается процентная ставка на денежном рынке. В результате удорожания кредитов происходит «вытеснение» части инвестиционных расходов экономических субъектов в краткосрочном периоде.
Все это способствует уменьшению запасов капитала в экономике и снижению потенциала ее развития в долгосрочной перспективе.
Помимо этого к недостаткам фискальной политики относится ее влияние на рост дефицита госбюджета и недостаточная гибкость в виду наличия внутреннего временного лага.
Таким образом, государственное регулирование национальной экономики посредством налогово-бюджетной политики имеет свои преимущества и недостатки. Так или иначе, ее разработка и реализация политики требуют взвешенных решения органов государственной власти и правительства.
Роль бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика способна изменить все экономические процессы внутри страны в лучшую сторону, делая ее более устойчивой и независимой, что в итоге приведет к положительным последствиям в области бюджетных и налоговых отношений.
Такая политика существует в рамках любого государства, просто надо заметить , что у каждого она своя, то есть основывается на своих:
принципах;
функциях;
задачах;
преследует свои цели и т.д.
Бюджетно-налоговая политика является важным элементом деятельности государства, так как способна формировать эффективную систему экономики на всех ее этапах реализации.
Правильное и грамотное формирование бюджетно-налоговой политики является частью, причем одной из важнейших, в сфере реализации общей стратегии развития государства.
Основная роль бюджетно-налоговой политики заключается в том, что она обладает множеством различных инструментов воздействия на политику страны в целом, на благополучие ее народа и благосостояние всех сфер деятельности и отраслей хозяйствования.
В бюджетно-налоговой политике идет прямая связь между:
налоговой системой;
доходами государства.
Необходимо также обозначить взаимосвязь между налогами и бюджетом. В данном случае бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений, поэтому эффективность и того и другого инструмента политики зависит прямым образом от бюджетно-налоговой политики.
Помимо всего вышесказанного государство несет ответственность и обязано обеспечивать в стране экономическую стабильность и развитие, без которого невозможна реализация бюджетно-налоговой политики. Если представить, что функции этой политики не будут реализованы или не будут осуществляться постоянно, то последствия могут быть самыми ужасными и непредсказуемыми.
Цели, функции и роль бюджетно-налоговой политики должны всячески поддерживать и развивать государство в области экономики, социальной политики и т.д. Правильное управление способно наладить полностью процесс налоговых поступлений и бюджетного пополнения.
Анализ бюджетно-налоговой политики – это деятельность, направленная на выявление положительных и негативных тенденций в определенный период времени.
Анализ лучше всего производить практически постоянно, то есть делать дневной анализ, за неделю, месяц, квартал, полугодие и год. Это связано с тем, что отклонения в расходах и доходах очень важны для планируемой будущей политики, необходимо учитывать все колебания ил даже малейшие изменения.
Каждый день бюджет страны пополняется, а также в нем происходит расходование средств, необходимо ежедневно определять сальдо, положительное или отрицательное, затем выяснять, почему и сколько произошел отток средств и приход. На основании этого в следующем году строить финансовые прогнозы.
Объектом анализа бюджетно-налоговой политики служат две основные ее составляющие:
Налоговое бремя. Оно представляет собой все платежи и сборы, которые поступают в бюджет государства от его налогоплательщиков. Чем выше в стране налоговое бремя, тем менее эффективная экономическая система, однако, здесь надо заметить, что совокупное налоговое бремя может быть большим, но большая его часть может ложится на платежеспособное население, тогда это верное распределение. Но в нашей стране налоговое бремя ложится на плечи граждан вполне равномерно, поэтому экономическую систему можно назвать слабо эффективной;
Налоговая база. Она представляет собой базу, то есть имущество или другие формы дохода, с которого взимается налог с граждан. Чем больше налоговая база у всех налогоплательщиков государства, тем больше налоговых отчислений поступит в бюджет страны. Налоговая база всей страны постоянно анализируется, если наблюдается тенденция ее уменьшения, то, естественно, это скажется и на всей бюджетно-налоговой политики, так как налогов станет поступать в казну меньше, что приведет к экономическому упадку.
Исчислением налогового бремени, а также анализом налоговой базы необходимо заниматься периодически, хотя раз в месяц вести учет изменений, но основываясь на налоговом законодательстве, анализ более тщательный можно проводить только раз в квартал, так как налоговая отчетность налогоплательщиков происходит как раз каждый квартал, то есть один раз в три месяца, где фигурируют официальные данные о том, какая реальная налоговая база в стране, сколько налогов уплачено в бюджет и т.д.
Анализом бюджетно-налоговой политики занимаются, прежде всего, налоговые органы, которые самые первые собирают и проверяют информацию обо всех налоговых начислениях и поступлениях. Далее информация проходит в вышестоящие инстанции, например, в министерство экономического развития, статистические центры и т.д. Данные предприятия уже на собранном материале выводят дальнейшие стратегии и разрабатывают мероприятия по повышению эффективности экономической деятельности в стране.
Таким образом, анализ бюджетно-налоговой политики необходим и является важным компонентом всей экономической сферы, так как на его основании строятся дальнейшие прогнозы и планы, которые и будут повышать уровень развития экономики в целом.
От качества своевременности проведенного анализа зависит дальнейший экономический рост, который обеспечивает населению страны благополучное будущее.
Экономические инструменты государственного регулирования в условиях ВТО
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.